Оправдать Малевича!

23 февраля 1879 года (по другим данным, 1878 года) родился отец «Чёрного квадрата»

Казимир Малевич — классик мирового авангарда, 97 лет назад создавший «Чёрный квадрат», который стал знаменем современного искусства. Споры об этом творении не прекращаются с момента его первой публичной демонстрации — 17 декабря 1915 года на «Последней футуристической выставке картин «0,10».

Казимир Малевич, "Автопортрет", 1933 год

«Чёрный квадрат» удобен для клеймения обывателя: мол, не понимаешь ты ничего, не посвящён! Однако когда несколько лет назад я спросил одну молодую и известную (а теперь титулованную) московскую художницу, что обозначает «Чёрный квадрат», которым она так любила бравировать, художница бодро ответила: «Это идея». — «Какая идея?» — не унимался я. Наступила пауза, художница стала бормотать что-то типа: «Таксисты никогда не поймут Малевича, он их раздражает». Я не был таксистом, она — тем более. Как я понял, «таксист» в среде contemporary art — обобщённый обывательский образ. Тем не менее я попросил художницу вернуться к сути разговора, а то, получается, она кроет козырем, не понимая, что это за карта?

«Ну ладно, что, по-твоему, там за идея?» — сдалась девушка.

Я рассказал ей историю создания шедевра, которая до последнего времени считалась верной.

В 1913 году футуристы — художник Казимир Малевич, поэт Алексей Кручёных и композитор Михаил Матюшин — придумали оперу «Победа над солнцем» . В названии оперы — аллегорическое выражение затмения. В этом явлении, в котором испокон веков видели дурное предзнаменование, авторы усматривали положительный смысл: победу нового мира над старым, науки и техники — над природой, торжество ума над стихией.

Малевич сделал декорации, в которых использовал абстрактные геометрические фигуры. В частности, чёрный квадрат: как декоративный элемент он заслонял не менее декоративное солнце. Светлая окантовка по сторонам квадрата — пробивающиеся солнечные лучи.

1913-й — переломный год, дальше Первая мировая и революции. Основная идея «Победы над солнцем» стала выглядеть апокалипсической. Малевич напрямую связывал возникновение «Чёрного квадрата» с идеей затмения. Но самого холста как такового ещё не было.

Весной 1915 года Матюшин просит Малевича подготовить эскизы своих декораций для издания брошюры о футуристической опере. Во время работы над ними художника осеняет: он на холсте закрашивает другие абстрактные фигуры, накладывая чёрный квадрат. Это произошло 8 июня 1915 года.

Пишет письма композитору Матюшину, ставя его в известность, что чёрный квадрат, который был на спектакле (на занавесе либо на заднике сцены), есть «зародыш всех возможностей …фундамент, первооснова всего, родоначальник куба и шара». Малевич не раз подчеркнёт, что чёрный квадрат или усечённый конус в качестве декораций нужны были ему для «момента поглощения солнца».

На «Последней футуристической выставке картин «0,10» «Чёрный квадрат» займёт место в красном углу. Он и конец старой живописи (нуль форм), и самое начало новой (поэтому выставка и называлась «0,10»).

Когда в хит-параде выставок за 2009 год «Обыкновенное волшебство» я упомянул, что в опере «Победа над солнцем» появился в качестве элемента декорации первообраз «Чёрного квадрата», в одном из ЖЖ-сообществ, посвящённых творчеству Малевича, меня процитировали, сопроводив комментарием: «Художественный критик Рылёв не знает, когда написан «Чёрный квадрат».

Мой оппонент утверждал, что «ЧК» рождён 8 июня 1915 года и никаких его прообразов в спектакле «Победа над солнцем» не было. А то, что он там «появился», не что иное, как «результат изощрённого манипулирования Малевичем Матюшина». Всё это, мол, «безупречно реконструировано Александрой Семёновной Шатских в недавней книге «Казимир Малевич и общество «Супремус».

Под редакцией уважаемой Шатских у меня имеется пятитомник Малевича и ещё пара книжек, где она придерживается другой версии. А в «Супремусе», получается, опровергает себя?

Пришлось ознакомиться и с этим её трудом.

Внимательно изучив письма Малевича к Матюшину, Александра Шатских пришла к выводу: Казимир осознал значение квадрата, только когда сделал свой концептуальный ход с закрашиванием готовой картины чёрным цветом (у бедного Малевича не было нового холста). Упомянем, что он испытал при этом концептуальном акте экстаз — «видел на холсте огненные молнии». Осознав потенциал квадрата, Малевич стал его пропихивать Матюшину, словно квадрат был уже в 1913-м в виде эскиза. Шатских ловит Казимира на датах: вначале он вообще не упоминал о квадрате, а потом стал рассказывать, что тот был ещё в первом действии спектакля.

По поводу датирования — отдельный разговор.

Уже известно, что, когда в конце 20-х Малевич готовился к выставке в Третьяковке, он хотел представить своё творчество в ретроспекции. Его сезаннистская картина «Сёстры» была обозначена 1910 годом. На самом деле он выполнил эту работу в 1930-м. Исследователи только через полвека поймали художника на фальсификации: таких полотен, написанных задним числом, у него хватает. Малевич желал, чтобы картины в Третьякове отражали последовательность его творческого развития. Теперь малевичеведы долго и придирчиво сопоставляют даты на его работах. А Шатских занялась перепроверкой писем.

И пришла к заключению, что Малевич манипулировал Матюшиным (а не наоборот, как можно было подумать, почитав моего оппонента). Композитору было в целом плевать на рисунки для брошюры: он даже не понял, зачем Казимир так настойчиво продвигает какой-то квадрат, посчитав его «наименее интересным». Оперу после двух первых постановок (3, 5 декабря 1913-го) никто толком не описывал, и Малевич мог выдавать свои новые рисунки за отбракованные ранее.

Внесём некоторые уточнения.

Есть знаменитый эскиз пятой картины второго действия, где изображён белый квадрат, внутри которого ещё один — маленький, разделённый по диагонали на чёрную и белую половины. Это вроде квадратного ян-инь. Художник Павел Мансуров (1896—1983) о чёрном квадрате говорил Малевичу, что тот напоминает ему «буддийскую религиозную эмблему, существующую тысячи лет». Подобное можно сказать и о «квадратном ян-ине». Шатских в своём последнем труде не опровергает дату появления этого эскиза — 1913-й.

Эскиз пятой картины второго действия вполне согласуется и с таким утверждением исследовательницы: «Квадрат, разрезанный пополам по оси, при помощи сдвигов также превращался в динамико-статическую форму «крестообразных плоскостей». Таким образом, «Чёрный квадрат», «Чёрный круг», «Чёрный крест» были «тремя китами», на которых зиждилась система супрематизма в живописи; в ряду беспредметных картин геометрические первофигуры обладали программным смыслом, лёгшим в основу чётко выстроенной пластической системы великого художника».

Эскиз пятой картины второго действия — это прообраз «ЧК» № 1.

В картине «Композиция с Моной Лизой» (с надписью «Частичное затмение») уже присутствует «чёрный четырёхугольник» (выражение Малевича). Эту вещь относили к 1914-му (Шатских сдвигает дату на весну 1915 года). «Частичное затмение» закончилось «полным» в июне 1915-го.

«Композиция с Моной Лизой» — прообраз № 2.

Выводы.

В опере не было законченного и точного пластического решения затмения, где бы основной фигурой был чёрный квадрат. Но были первые попытки это осуществить. «Чёрный квадрат» не упал на голову Малевичу 8 июня 1915 года: художник в этом направлении двигался два года. Работа над оперой впервые дала Малевичу повод расширить рамки рисунка до космических масштабов. И постепенно накопились эскизы и картины, являющиеся отправными точками для появления супрематизма.

Вот этапы творческого пути художника. Малевич освоил все модные европейские стили (или, как он говорил, «системы»): модернизм, импрессионизм, сезаннизм, кубизм. И наконец выдал свой супрематизм (от латинского слова «супремус» — «высший»). К 1912—1913 годам Малевич делал «кубистические» нарезки пространства, но предметы, изображённые на его холстах, были тяжёлыми (как у родоначальника кубизма Пикассо).

Однако авангардиста уже тогда занимала «жизнь космических тел и планет», он хотел на холстах показать действие гравитации, магнетизма, электричества — силовых полей. На эскизах к опере предметы утратили вес, объём, телесность: они как бы воспарили в пространстве. Малевич увлекался научными открытиями, но его мировоззрение было религиозным. «Чёрный квадрат» он потом назвал иконой.

Александра Шатских поймала великого художника на очередном обмане. Зачем ему это надо? По мнению искусствоведа, «во имя высшей правды». Но в чём она состоит?

Исследовательница предполагает, что он хотел «запатентовать» свою систему пораньше, поскольку идея Малевича была важнее «её технического исполнения».

Но зачем тогда он задним числом изображал импрессионистические пейзажи и сезаннистские портреты? Эти стили — не его изобретения. Малевич говорил: «Моё — супрематизм. Остальное — не моё».

Мне кажется, тут ключевым словом является (опять!) «идея».

Шатских выделяет тот факт, что Малевич был «художником идей». И свою творческую биографию он поделил на «идейные» (системные) периоды (художников, которые, по его мнению, не придумали свою систему и работали в рамках чужих, он называл «пустотелыми»). Поэтому, когда Малевич готовил свою ретроспекцию, он фиксировал собственное увлечение той или иной идеей: модернизмом, сезаннизмом и т.д.

На «Чёрном квадрате» 1930 года он вывел сзади — «1913 г.». И это не только из шкурных соображений (запатентовать!), а потому, что считал: супрематическая идея зародилась у него именно в этом году (и по «квадратному ян-иню» видно, что это так).

В последующих изданиях Малевича я бы посоветовал к работам, написанным художником задним числом, ставить две даты: одну, когда эта работа была сделана, а вторую — ту, что обозначил художник, поскольку он фиксировал дату возникновения у него интереса к той или иной идее. Это и было его «высшей правдой». Правдой идей!

Константин Рылёв

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе