Портрет в «рембрандтовском» берете

В Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина открылась выставка «Под знаком Рембрандта», на которой представлено около 250 гравюр, рисунков и полотен из собрания семьи коллекционеров XVIII—XX веков Мосоловых. Экспозиция открылась в рамках цикла «Портреты коллекционеров». У входа встречают несколько классических портретов. Вот написанный Кипренским образ основателя — Николая Мосолова — с умным и немного хитрым взглядом, вот тропининский портрет его сына, Семена Мосолова. А рядом самый юный представитель династии — Николай Мосолов-младший, тот, кто и завершил формирование коллекции, впоследствии перешедшей в Румянцевский, а затем в Пушкин­ский музей. Три поколения коллекционеров, одинаково страстно увлеченных искусством и одинаково целеустремленно формировавших семейное собрание.
Результаты этого многолетнего труда на выставке. Здесь и прекрасное собрание офортов Рембрандта (всего 365 листов, в экспозиции — 50), который был любимым художником Семена Мосолова: на другом портрете на выставке он даже изображен в узнаваемом «рембрандтовском» берете. И семейная реликвия — образ Спасителя, написанный Джанпетрино, итальянским художником начала XVI века, и прежде входивший в собрание английского короля Карла I (на одной из семейных фотографий эта работа висит над рабочим столом Николая Мосолова). Несколько хороших образцов живописи, в том числе «Флейтист» Остаде, «Отдых на пути в Египет» Яна Брейгеля-старшего, и «Стадо» Адриана ван де Вельде. И конечно, колоссальное собрание офортов и рисунков старых мастеров, которое пополняли все три увлеченных коллекционера (одних только эстампов голландских мастеров XVII века в собрании было около 2 тыс.).

Разумеется, показать все это богатство целиком не представляется ни возможным, ни целесообразным — достаточно лучшего и типичного. Экспозиция такого рода в Пушкинском преследует две цели. С одной стороны, рассказать об истории российского собирательства, тем более что на сегодняшнем этапе формирования новых коллекций и рождения новых коллекционеров это немаловажно. Ведь Мосоловы не просто покупатели гравюры — они свое дело обожали. Собрали огромную библиотеку книг по искусству и репродукций картин, сами составляли каталоги, гравировали копии с любимых офортов. Были настоящими знатоками и популяризаторами нидерландского искусства.

С другой стороны, при богатых экспликациях музей параллельно проводит просветительскую работу. Тут и подробный рассказ про творчество того же Рембрандта, и история голландской гравюры XVII века, и многое другое. Учитывая то, что графика, будь то печатная или рукотворная, не терпит спешки и суеты, блуждание по залам Музея личных коллекций, где разместилась экспозиция, займет немало времени, но доставит удовольствие. Во многом сравнимое с тем, которое получали сами коллекционеры, искренне влюбленные в искусство давно ушедшего времени.
http://weekend.rbcdaily.ru/2012/10/12/poster/534550

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе