Самая дорогая русская художница

Третьяковская галерея на Крымском Валу развернула крупнейший проект сезона – выставку «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Знаменитая русская художница, одна из плеяды значимых фигур авангарда, Гончарова приходилась не только тёзкой, но и двоюродной правнучкой супруге А. С. Пушкина.

Предыдущая масштабная персональная выставка Гончаровой состоялась также в Москве, в салоне Михайлова на Малой Дмитровке, в 1913 году – именно к её столетию и приурочен проект ГТГ. За прошедшие годы лишь несколькими работами художница присутствовала то в одной сборной экспозиции, то в другой, хотя в Третьяковке хранится наиболее крупное в мире собрание, в которое вошло в 1989 году и парижское наследие художницы. Сейчас в одном месте сосредоточены произведения, прибывшие из 16 отечественных музеев, 10 российских и зарубежных частных коллекций. Проект показывает «амазонку русского авангарда» максимально объёмно – в 15 темах выставлено порядка 400 произведений 1907–1959 годов: живописные работы, эскизы к знаменитым спектаклям «Русских сезонов» труппы С. Дягилева и костюмов для Домов моды, разработки рисунков на ткани, редкие книжные иллюстрации и портреты Гончаровой, выполненные её мужем Михаилом Ларионовым.

Как таковой темы Востока (в привычном понимании) у художницы не было, но с точки зрения Запада Россия – Восток. Название выставки предлагает зрителю сопоставить и осмыслить западные течения в преломлении русского авангарда, построенного, взращённого на православии. Это его характерная национальная особенность – новомодные абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм, работая в которых, наши художники использовали приёмы западноевропейской живописи, нанизаны на стержень русского искусства, в первую очередь религиозного. И Наталия Гончарова – яркий представитель именно такого совмещения. Если к авангарду она приросла исторически, кругом своего общения, то истоки её творчества идут из глубин искусства традиционного.


Фото: РИА "Новости"

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества она училась с 1901 года в скульптурном классе у самого Паоло Трубецкого. Впоследствии – у выдающегося мастера Константина Коровина, всё-таки избрав для себя живопись. По окончании училища, где провела 8 лет, молодая художница едет путешествовать. Ранние работы написаны в духе импрессионизма и успешно экспонируются на выставках «Мира искусства» и МХТ, обратив внимание Сергея Дягилева, который предложил Гончаровой участие в Парижском осеннем салоне. Там она пишет улицы, старинные здания, городские парки, не избежав влияния «Парижской школы», в частности, творчества мастеров группы «Наби». Но, вернувшись в Россию, она меняет направление – от лирики к примитивизму, который выражается в крестьянской теме. Это становится значительным периодом в её работе – на выставке полностью представлен программный цикл «Жатва» (1911), который впервые за сто прошедших лет вновь появился в России. Трактовка визуально отсылает то к кубистическим приёмам Поля Сезанна, то к декоративности и колористике Поля Гогена, но было и другое, более мощное влияние – русские иконы и лубок. И вот уже бытовой жанр через статичность, торжественность, архаичность, простоту приобретает монументальную цельность.

Один из разделов экспозиции демонстрирует идеи «всёчества», теоретически сформулированные И. Зданевичем. Разнообразие новаторских поисков в области абстрактной живописи представляют Гончарову наднациональным художником: «лучизм» 1911–1913-х и 1950-х, кубизм и футуризм 1913–1914 гг., беспредметность 1913–1950-х. И судя по этому, Гончарова бо’льшую часть работ посвятила изучению как раз беспредметности, начиная с картины «Пустота» (1913). В связи с этим стоит обратить внимание на факт биографии, который «совпал» с наиболее длительным творческим периодом: с 1914-го и до конца своих дней она живёт вне родины, мечтая вернуться в Россию, но по разным причинам ей этого сделать так и не удалось. Очень долгая часть жизни художницы прошла во Франции и оборвалась 17 октября 1962 года.

Она активно участвует в различных выставках и не всегда находит понимание публики. Например, в 1911 г. с выставки «Бубнового валета» полиция потребовала убрать картину «Бог плодородия», а в 1912 г. на выставке группы «Ослиный хвост» уже церковная цензура опротестовала четырёхчастный цикл «Евангелисты». Но никакой ереси в этой работе нет – художница отходит от канонической иконографии и тем самым привносит в прочтение образов долю оригинальности, хотя и здесь не обошлось без авторитетного влияния. Размашистые линии, грубость рисунка, тёмные краски, которыми написаны эти сумрачные коконы – сама древность времён, которую можно увидеть на новгородских фресках Феофана Грека. Византийские традиции противоположны ренессансным, и русское искусство, пережив свой расцвет ещё в допетровское время, пробудило в авангардистах интерес к истокам национальной самоидентификации. В 1913 г. Гончарова обращается к литературным произведениям и делает иллюстрации к изданиям С. Боброва, В. Хлебникова, А. Кручёных. В этих графических работах она составляет плеяду с Пикассо, Леже. Аполлинер пригласил её в своё парижское издательство иллюстрировать сказки Пушкина.

Гончарова смогла удачно интегрироваться в европейскую жизнь, при этом сохранив собственное лицо, свой способ выражения художнической индивидуальности. Отвлечённые абстрактные образы провоцируют некий ряд ассоциаций, поэтому особую роль играют форма, цвет, пропорции, фактура, ракурсы, поэтому непреложен приоритет эксперимента. И попытка произнести своё слово в искусстве, безоглядное служение ему, непрекращающиеся поиски в творческой лаборатории Гончаровой неоднократно увенчивались новаторскими открытиями. По результатам торгов на недавнем крупнейшем аукционе Наталия Гончарова на сегодняшний день является самой дорогой русской художницей в мире, за её работы платят миллионы долларов. Поэтому участились случаи выявления подделок картин Гончаровой – ведь она была невероятно работоспособной, и всегда остаётся вероятность обнаружить её «новые» шедевры, доселе незнакомые ни широкой публике, ни специалистам.

Впервые в истории Гончарова представлена в таком полном объёме, а подавляющее большинство произведений из этих коллекций никогда ранее не выставлялось в нашей стране. Впервые после 1926 г. воссоединились части полиптиха «Испанки» (1923–1926), одна из которых принадлежит собранию ГТГ, а четыре других – музеям Парижа. Эталонные произведения художницы разных периодов и направлений создают целостное представление о творческом пути яркой представительницы русского авангарда. Главное в творчестве Гончаровой – она связала прошлое, настоящее и будущее.

Выставка работает до 16 февраля 2014 года

Арина Абросимова

Литературная газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе