Солнечный ударник

"Победа над солнцем" Эля Лисицкого в Van Aabbemuseum

В голландском Van Aabbemuseum завершается выставка "Лисицкий +. Победа над солнцем. Часть 1". Она доказывает, что советскому искусству все так же уютно на Западе, как это было во времена Лазаря Лисицкого. О выставке — АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ. 

Van Aabbemuseum в Эйндховене — один из самых любопытных музеев современного искусства Голландии. Он построен невероятно изобретательно в смысле пространства, но, увы, построен на вырост и пока что сам является главным своим экспонатом. За одним важным исключением. Он обладает коллекцией работ гения русского авангарда Лазаря Лисицкого, более известного под выбранным им псевдонимом Эль Лисицкий. 


Эль Лисицкий(1890-1941) — теоретик архитектуры, публицист, художник, дизайнер, декоратор, график, иллюстратор, оформитель, возможно, самый плодовитый и удачливый из наших авангардистов. Оформленные им книги (к примеру, "Для голоса" Маяковского, 1923) и международные выставки (вроде "Прессы" в Кельне, 1928) — до сих пор образцы, и образцы непревзойденные, которые стали фактом мирового искусства. 

Лисицкий рано сделался космополитом, сначала вынужденно его, еврея, не брали в университеты, он учился на Западе. Но и потом он всегда был одной ногой в Европе — даже в советские времена он там жил, работал и лечился. Он привез жену из Германии, был личным другом самых знаменитых художников Запада, входил во все международные авангардные ячейки. При этом многим на зависть сумел поставить свой талант на службу советскому агитпропу. Ранняя смерть (он скончался в 51 год от туберкулеза в Москве) увела его от репрессий. Он умер космополитом в хорошем смысле этого слова, а не в таком, который был бы к нему обязательно применен в 1950-х. 

О Лисицком часто спорят, был ли он советским, или западным, или все-таки еврейским художником. Но довоенный авангард был программно интернациональным. В какой-то момент Лисицкий просто перешел в ряды всемирных гениев (наподобие нынешних героев фонда Гуггенхайма, только вполовину не таких богатых), которые как раз старались стереть любые национальные границы. Чтобы, как писал его соратник Владимир Маяковский, "в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем". Кстати, один из самых жестоких экспонатов выставки — фотография Маяковского, спящего за письменным столом тяжелым смертным сном, с отвисшей челюстью и пятном крови на свежевымытой сорочке. 

Откуда в маленьком городке голландской провинции Южный Брабант столько вещей Лисицкого? Это забавная история. В 1965 году тогдашний директор Van Aabbemuseum Ян Лииринг готовил выставку Лисицкого. Стоит ли говорить, что все советские музеи послали его с этой затеей куда подальше. Но директор не успокоился и нашел в Берлине галериста, у которого Лисицкий имелся, и в немалом количестве. На продажу были выставлены работы, найденные на антресолях в ганноверском ателье Лисицкого. Нашел их один немецкий художник, дело было в 1942 году, в разгар войны, Лисицкого уже не было в живых, его папки никому не были нужны. Спасибо, что не сожгли. 

В результате Van Aabbemuseum имеет теперь лучшую коллекцию Эля Лисицкого на Западе. Музей решил снова ею блеснуть и затеял серию из трех выставок. Вторая, которая начнется уже в конце сентября, расскажет о параллелях Лисицкого и женщин-авангардисток, третья, еще через год, будет посвящена образу человека в его творчестве. А для нынешней, первой, музей зашел с самой выигрышной карты. 

Речь идет о проекте постановки оперы Алексея Крученых и Михаила Матюшина "Победа над солнцем". Одна из лучших постановочных идей тут принадлежит Лисицкому: он предложил парад роботов-"фигурин", которые вместо актеров электрическим духом передвигались бы по сцене. Режиссер уподоблялся оператору и из-за кулис управлял бы движением, светом и звуком. Такой революционный театр Карабаса-Барабаса в духе Всеволода Мейерхольда. 

Об этом и рассказывает 81 экспонат — 50 работ, принадлежащих музею, дополнены 31 из амстердамского Стеделийк, из Центра Помпиду и из Музея современного искусства в Салониках (то есть из уехавшей в Грецию коллекции Георгия Костаки). Но самое интересное здесь как раз не подлинники, а реконструкции. 

Куратор выставки лондонский профессор Джон Милнер оживил альбом с литографиями "фигурин" — движущихся скульптур-персонажей "Победы над солнцем". Он ссылается на самого Лисицкого. Тот написал: "Я этого делать не буду, но это можете сделать вы" — и музей принял вызов. "Фигурины" Лисицкого, которые мы привыкли видеть в графике, виртуозно воспроизведены в объеме. И не на 3D-экране, а руками, в слесарной мастерской. 

Van Aabbemuseum не ограничился реконструкцией в музейном масштабе. Он заказал скульптурную монументальную композицию из двух фигурин нечеловеческого роста, которая находится теперь перед фасадом. Если не считать триумфального московского Маяковского, это первый памятник русскому авангардисту в мире. Хотя и установленный посреди Голландии. Где Лисицкого, входившего в группу "Де Стиль", до сих пор справедливо считают не чужим.

АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе