Сюрреалистическая Библия

Темно-красные драпировки, свежие зеленые яблоки и пирамиды из свечей, парящие в воздухе. На этом фоне разворачиваются события Священной истории — 105 подлинных литографий Сальвадора Дали, иллюстрирующих Ветхий и Новый завет. В музее-заповеднике начала работу выставка мирового масштаба, открывающая нам отца сюрреализма с совершенно новых сторон. ».

Что будет, если бунтарь, эксцентрик и чемпион по эпатажу с тридцатилетним стажем возьмет в руки Библию? В редких случаях это закончится чем-то иным, чем акт отрицания. Но если этот человек — гений да к тому же воплощенный Сюрреализм («Я — Сюрреализм!» — заявлял ничтоже сумняшеся Сальвадор Дали), то одному богу известно, какие бездны смыслов, визуальных и технических открытий разверзнутся перед миром.
А рождение новых образов, как рождение мира, станет свободным, непредсказуемым и потрясающим воображение взрывом.
Началось все полвека назад. Начало шестидесятых — благословенное время, когда мир словно бы открывал себя заново. Отгремела Вторая мировая, где-то в дымке истории остались и «Герника», и седьмая симфония Шостаковича, карта территорий уже перекроена на новый лад, а в воздухе благоухает политическая весна. На улицах замелькали первые мини-юбки, сексуальная революция и рок-н-ролл навсегда меняют сознание обывателей, знаменуя все более решительный отход от религии. На этом фоне картина обращения Сальвадора Дали к Библии выглядит неординарно и в то же время закономерно, то есть вполне сюрреалистично. Предложение сделать серию иллюстраций к Книге Книг поступило художнику от его друга — известного испанского магната и мецената, приближенного к папскому престолу. При этом заказчик абсолютно не ограничивал Дали ни в чем: ни в выборе сюжетов, ни в количестве работ, ни в технике исполнения, ни в том, как их назвать.
DSC_3003Два года потребовалось Сальвадору Дали, чтобы в 1964-м закончить свою самую масштабную графическую серию — 105 работ. Еще несколько лет он проделывает колоссальный труд по переводу их в литографии. Чтобы выполнить эту дерзкую, архитрудную задачу, потребовалось более 4 тысяч (!) камней. По условиям же издания эксклюзивного тиража все они потом были разбиты. В 1967 году в свет выходит «Biblia Sacra» — пятитомник Библии на латыни с иллюстрациями к Ветхому и Новому завету общим весом 100 килограммов (сами книги также представлены в витринах выставки).
Впрочем, и тогда, и теперь возможность увидеть это творение есть далеко не у всех. Долгое время Библия Дали была доступна разве что для элитарного зрителя, первые номера хранятся в библиотеке Ватикана. И до сих пор ни одной из этих работ нет в собраниях музеев России, да и не экспонировались они в нашей стране никогда раньше. Серия «Священная Библия», которую представляет московская компания «Артгит», — единственная в своем роде в мире. В Рыбинске мы видим семнадцатый оттиск из частного итальянского собрания, за подлинность произведений Дали «отвечают» три международных сертификата.
По словам Александра Щелякова, арт-директора «Артгит», обычно подобные выставки устраиваются только в крупных областных и краевых центрах. Поэтому появление «Священного послания» в Рыбинске можно тоже считать смелым экспериментом — насколько публика в небольших городах готова и нуждается в прикосновении к великому и непостижимому искусству Сальвадора Дали…
«Моя живопись — лишь вершина айсберга, — говорил сюрреалист, — остальное — это мои графические работы».
И, попадая в музей, мы открываем для себя этот подводный потаенный мир совсем иного Дали. Того, что предпринял отчаянную попытку взглянуть на всю историю человечества через призму библейских событий. Серия вобрала тысячелетний художественный опыт человечества: в работах звучат отголоски и наскальной живописи, и фресок эпохи Возрождения, читаются следы авангарда и полемика с другими авторами. Но и для зрителя без художественного бэкграунда выставка не будет скучной и непонятной: образы предельно обобщенные, бьющие напрямую в сердце.
DSC_3022Впрочем, при первом взгляде на литографии можно подумать, что организаторы выставки решили подшутить над зрителем, поместив в рамки собрание клякс и разноцветных пятен. Но стоит сделать шаг им навстречу, как понимаешь: здесь нет ни малейшего лишнего штриха, краски или сочетания тонов. Каким непостижимым образом брызги, рассеянные по листу неведомой центробежной силой, четко складываются в лик Христа с терновым венцом на голове и передают сцену избиения его римскими солдатами («Се, Человек!»). Разве человек так мог сделать? Нет и нет. Только один ответ напрашивается сам собой: гений!
Экспрессивное содержание Дали передает не менее «экспрессивными» средствами. «Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!» — эпатирует он. Но здесь, конечно, цель намного обширнее, нежели эпатаж — заглянуть в самую суть и постичь смысл вещей. Вот почему, чтобы сообщить плоскому камню неповторимую фактуру, объем, он расстреливает их из винтовки 1812 года. Отложив в сторону кисти и карандаши, сюрреалист нащупывает обычный багет, разламывает его напополам и, обмакнув в краску, заполняет цветовое пространство. И кто упрекнет его в кощунстве, если хлеб — это и тело Христово, и образ хлеба насущного для души — Слова Божьего? В других работах, чтобы добиться эффекта свежезапекшейся крови, художник использует особый вид улиток…
Дали, кажется, следует библейской логике при создании своих иллюстраций. Рождение работы — отражение рождения мира, где автор, как Бог-Саваоф, повторяет акт Творения в своей творческой вселенной. И делает это с присущей ему оригинальностью — берет стакан, наполняет его бычьей кровью, подбрасывает и… запечатлевает неповторимое мгновение, когда брызги разлетаются во все стороны. Такова предыстория работы «Сотворил Бог», где пространство разрывает кровавый взрыв, как бы отсылающий и к мукам рождения, и вместе с тем пророчествующий о той крови, что прольется. «Всю жизнь моей навязчивой идеей была боль, которую я писал бессчетно», — писал Дали. Не случайно к сцене распятия и смерти Христа он обращается трижды, озаглавливая работы строками из трех разных Евангелий. И каждый раз это клубящаяся тьма и пятна крови, только пролившейся: будто и не было двух тысячелетий, и главные события Священной истории разворачиваются здесь и сейчас перед лицом зрителя, и каждый из нас причастен к этим страшным делам…
К слову, «Biblia Sacra» — единственная серия, где сюрреалист дает названия работам. Нет, он их не придумывает, а отыскивает в самой Библии, хотя звучат они совершенно в духе Дали: «Как одиноко сидит город», «Шел козел по лицу всей земли», «Жена, облаченная в Солнце»…
Вникать вместе с Дали в первоосновы мира и Книги Книг организаторы выставки предлагают под музыку, словно собранную на краю вселенной, в которой слышится то скорбь всего народа Израилева, то светлые ангельские гимны, прославляющие Творца. Любопытно, что для каждого проекта компании «Артгит» композиторы специально пишут музыку. Да и само оформление выставочного пространства отлично продумано: разложенные то тут то там «многозначные» яблоки, многослойные темно-красные драпировки настраивают нас поразмыслить над многозначностью и многослойностью смыслов литографий Дали и одновременно — как щепотка кофе в парфюмерном магазине — дают возможность отдохнуть и перевести дух. Как поделился Александр Щеляков, организаторы старались «создать особую атмосферу, чтобы зритель понимал: его здесь ждали, к его приходу готовились и вкладывали всю свою душу и сердце».

Провинция — не периферия

Выставка «Священное послание», само собой, важное событие в культурной жизни города. И, конечно, она была включена в официальную программу празднования Дня города. Ее торжественное открытие состоялось с участием первых лиц города, сенатора от Ярославского региона Анатолия Лисицына. Исполняющий обязанности главы Рыбинска Леонид Можейко считает, что подобные события имеют большое значение для жителей, причем не только в плане эстетическом, но и в плане долгосрочного развития среды обитания. Более того, сегодня географическая удаленность от крупных центров культуры не должна являться препятствием к тому, чтобы быть в центре событий мирового уровня.
 «Пелагея Стрепетова начала свою театральную карьеру в городе Рыбинске, сегодня мы открываем выставку Сальвадора Дали, которая впервые демонстрируется в России, через полчаса подпишем соглашение о сотрудничестве с Президентской библиотекой в Санкт-Петербурге, — сказал Леонид Можейко на открытии выставки. — В Год культуры Рыбинск показывает хорошие культурные традиции и культурную силу. По моему мнению, полноценная культурная среда — один из факторов в выборе места жительства и места работы. Если есть работа, но нет культурной среды, люди будут склонны выбирать другой город или другую страну. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас было идеальное сочетание качественных рабочих мест и качественной культурной среды, чтобы молодое поколение выбирало Рыбинск местом своего жительства, карьерного роста, воспитания детей."
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе