Е.Белявская. Из серии "Сон в летнюю ночь". 2008 г.
Считающаяся радикально-экспериментальной галерея "XL", квартирующая на "Винзаводе", уже второй раз показывает холсты Валерия Улымова, недавнего выпускника Суриковского института, сразу после окончания которого ставшего его преподавателем. Суриковка и "XL" - вроде бы вещи несовместные, как картины в стиле фото(гипер)реализма и фирменные для галереи инсталляции, объекты и видеоарт. Тем не менее выставкой Улымова "Абстрактная реальность" галеристы доказывают появившуюся в современном искусстве тенденцию - претворение этой самой реальности в неопознаваемый артефакт, эстетское упражнение, еще недавно казавшееся безнадежно устаревшим
А вот не менее радикальная, даже скандальная "Галерея М&Ю Гельман" запустила в своем старом помещении на Малой Полянке (основной зал - на все том же "Винзаводе") новый проект, который будет курировать искусствовед Евгения Кикодзе. Она считает, что настоящее искусство, далекое от коммерческой, политической или гламурной конъюнктуры, это новый формализм, то есть абстракция с интеллектуальной подноготной. Стартовала эта сомнительная интрига с выставки "Вертикали" молодого, но уже очень известного самарского художника Владимира Логутова. Вообще-то, известность свою Логутов приобрел благодаря видеоработам - филигранным опытам с реальностью, которая препарировалась с холодностью патологоанатома. Только при внимательном всматривании ты замечаешь, что в репортажном фильме, снятом якобы в реальном времени, бродят одни и те же люди, светофоры зажигаются не по правилам, а машины едут в обратном направлении. Но, оказывается, Логутов с детства любит рисовать.
В.Логутов. Из серии "Вертикали". 2008 г.
Однако его картины из серии "Вертикали" - вроде бы чуть кривые, но мнящие себя геометрическими абстракции - это тоже эксперимент с аутентичностью, взрыв хронотопа.
В сотворчество с реальностью, данной нам в виде хрестоматийного текста, вступила и Екатерина Белявская в графической серии "Сон в летнюю ночь", показанной в галерее "Файн Арт". Два десятка листов как бы иллюстрируют комедию Шекспира, только действие из сада возле Афин перенесено в некий ночной клуб, которым владеют Оберон и Титания.
Галлюцинаторная атмосфера заведения, естественно, приводит к дьявольской смеси изящных иллюстраций декадента Обри Бердслея и дешевых современных буклетов-комиксов
(Белявская училась не только в московском Полиграфе, но и в Англии, так что трэш-эстетику знает не понаслышке). Опять же удивляют изощренная техника и, скажем так, рукоремесло, как в случае Улымова и Логутова. Только тут важны не владение фотоаппаратом и кистью или механическая мощь вращать картины, а кропотливость и усидчивость. Вязь деталей, вручную исполненных на бумаге тушью, акварелью, фломастером, избыточность фрагментов, противостоящая примитиву заурядного комикса орнаментальность полностью затемняют сюжет, превращая иронический пересказ пьесы в визуальное искусство. Надо ли говорить, что и от "великого нашего Шекспира" мало что осталось.
Исчезают машины, горизонтали, классики. Остаются живопись и графика. А также талант. Который всегда единственная новость. А вы говорите - "современное искусство".
Источник: "Культура" № 6, 12 -18.02.2009