«В ХМАТ может войти кто угодно»: в Москве открывается антитеатр художников

Художник и куратор Катя Бочавар объявила об открытии Художественного междисциплинарного антитеатра на базе галереи «ГРАУНД Ходынка».
«Афиша Daily» публикует манифест новой московской платформы художественного эксперимента.
Иллюстрация: Константин Терентьев / «Лесная Пьесса»



Катя Бочавар
Художник, куратор проекта «ГРАУНД»
«ХМАТ — Художественный междисциплинарный антитеатр. Художественный — потому что в центре нашего внимания в первую очередь художник, в широком смысле слова. Междисциплинарный — потому что все самое интересное сегодня находится в ситуации размытых жанровых границ. Анти — для нас это значит не столько «против», сколько «напротив». Театр потому что то, что сейчас происходит с театром, — это беспрецедентно, здесь концентрируется все самое важное, в том числе с точки зрения современного искусства. Это общемировая тенденция. И художественные площадки легко впускают театр. Пускает ли театр файн-арт? Нет. Театр — гораздо более закрытая конструкция. Театр едва ли впустит современное искусство. Поэтому сближение необходимо начинать с другой стороны.

Речь не о создании какой-то новой системы. Мы собираем в одном месте те процессы, которые уже существуют. Зачем? Чтобы очертить, обратить особое внимание на это явление. Потому что когда мы собираем что-то вместе, мы получаем новое знание. Его потом уже можно архивировать, систематизировать, на его счет рефлексировать. Разделение на творческие профессии и жанры — это то, что неприемлемо в ХМАТе. Контуры жанра сейчас размыты, в постижении одной профессии многие открывают в себе таланты другой.

Нужно начать с того, что мы сами до конца не знаем, что такое ХМАТ. Это нечто не существующее, а создаваемое в процессе. Нам важен процесс. Но важен и результат тоже. Мы будет показывать спектакли. Они будут фиксироваться, а фиксации будут обретать самостоятельную художественную жизнь. Документация произведения искусства — это тоже произведение искусства. Но ХМАТ — это не только репетиции и спектакли. Это могут быть и лекции, и кинопоказы, или все вместе.

Сейчас запланировано уже несколько хматовских постановок. Ближайшая — «Лесная пьеса» Константина Терентьева — уже запущена. Перед Новым годом — ХМАТ для детей, постановка Верены Казаровой (перформанс, костюмы, видео, объекты). Далее — Марина Алексеева (объектное искусство, анимация, видео), «МишМаш» и Шура Чернозатонская (пространственные инсталляции, перформативное искусство, живопись фотографии, видео), Анна Гарафеева (буто, контемпорари-дэнс и психотерапия, основанная на постулатах Юнга) и Протей Темен (нечто на границе всех жанров разом). Первоначально мы планируем развиваться в пространстве галереи-мастерской «ГРАУНД Ходынка», но в конце концов место реализации хматовских проектов может быть любым.

Я сейчас открываю две параллельные истории в «ГРАУНДе» — ХМАТ и искусство у микрофона. Они располагаются в соседних помещениях, и я уверена, что мы будем взаимодействовать. Какие-то постановки ХМАТа перейдут на радио, а может быть, и радио перейдет в ХМАТ.

Как записаться в ХМАТ? В принципе, в ХМАТ может войти кто угодно. Никто никого хматовцем не назначает. Человек просто может персонально почувствовать — там он или не там. Он может прийти, предложить свою работу, вступить во взаимодействие».



Алексей Трегубов
Куратор
«Задача куратора — предъявить художника. Случай с «Лесной пьесой» очень необычный, это не совсем выставка; хотя и выставка тоже. Художник Константин Терентьев, помещенный в окружение собственных работ, сочиняет в пространстве «ГРАУНД» свою пьесу. Я в этом участвую, по сути, как художник-постановщик, режиссер, который помогает проявить материал. С Константином я знаком давно — и лично, и в профессиональном плане. Выставлял его графику, видел его как участника перформансов и знал, что он пишет некий бесконечный текст. И вот, собственно, все это разом должно теперь уместиться в первую премьеру ХМАТа «Лесная пьеса» — и текст, и перформанс, и графика. Приходить можно в любое время работы галереи — действие не прерывается. При этом в ходе этого перформанса-марафона будет четыре мини-спектакля, предполагающих торжественное начало, представление на публику и финал: «Грибник» (28 и 29 октября, 19.00), «Лесоруб» (4 и 5 ноября, 19.00), «Охотник» (11 и 12 ноября, 19.00), «Потерянный» (18 и 19 ноября, 19.00)».



Константин Терентьев
Художник, автор и исполнитель «Лесной пьесы»
«В фильме «Общество мертвых поэтов» есть эпизод, в котором студенты колледжа устраивают спектакль. И я остро запомнил там одного персонажа, который ходил по сцене с ветвями на голове, изображая дуб. Потом в ГИТИСе, на факультете сценографии, мы сколачивали всякие конструкции из дерева, и вообще все пространство там — оно было до ремонта очевидно лесное. Примерно тогда же я впервые увидел АХЕ (театр художников Максима Исаева и Павла Семченко. — Прим. ред.), и это, конечно, не оставило сомнений в том, каким должен быть театр. Я уже заехал в галерею «ГРАУНД», у меня есть «Лесная пьеса» и почти месяц впереди. Вот только что я включил «Тихие песни» Сильвестрова в айфоне, направил микрофон, сижу, вставляю пластиковые игрушки в бревна. Представление началось, и продлится оно до 19 ноября. Будут стихи, песни и, может быть, танцы».


В пространстве проекта ГРАУНД Ходынка одновременно проходит выставка «Не театр», запланированы лекции и видеопоказы; тут же — перформанс-марафон «Лесная пьеса». Все это — ХМАТ.
© Галерея «ГРАУНД»


«В пьесе лесной поселились артисты недавно уже там побывавшие их жены их дети и сны декабристы уснувшие утки свежайшие». Фрагмент из «Лесной пьесы» Константина Терентьева. Орфография и пунктуация сохранены.
© Константин Терентьев / Галерея «ГРАУНД»


«Лес наелся пьес по горло окунулся в прорубь твёрдо из дупла пролез в очаг в театральных сцен рычаг Зарычал как зверь бездомный в коридор далекий темный В пыль гримёрных и уборных балеринах ног сплетенных». Фрагмент из «Лесной пьесы» Константина Терентьева. Орфография и пунктуация сохранены.
© Константин Терентьев / Галерея «ГРАУНД»


«Центром лесной пьесы конечно же становится кровавый бой между лесными духами и Моцартом в дубовом обличии». Фрагмент из «Лесной пьесы» Константина Терентьева. Орфография и пунктуация сохранены.
© Константин Терентьев / Галерея «ГРАУНД»


«Лесную пьесу посетили птицы они родные и синицы они и цапля и фазан отец ручей и капитан отряд армейских батальонов могучих храбрых шампиньонов». Фрагмент из «Лесной пьесы» Константина Терентьева. Орфография и пунктуация сохранены.
© Константин Терентьев / Галерея «ГРАУНД»


«Холщовый грустный господин выходит будто бы один в лесную пьесу весь влюблённый сам зацелованный смущенный». Фрагмент из «Лесной пьесы» Константина Терентьева. Орфография и пунктуация сохранены.
© Константин Терентьев / Галерея «ГРАУНД»


«В лесную пьесу подошли немного гуси они они как в облаке из грусти лопух морилка виноград отряд индейцев в Ленинград». Фрагмент из «Лесной пьесы» Константина Терентьева. Орфография и пунктуация сохранены.
© Константин Терентьев / Галерея «ГРАУНД»


«Лесная пьеса наводнена водой слезами соком кровью и прочими жидкостями яд тоже там присутствует его по ошибке выпивает Моцарт закусывая жабой после чего плывет на лебеде и мчится вскачь на озеро едва поспевая за сюжетом». Фрагмент из «Лесной пьесы» Константина Терентьева. Орфография и пунктуация сохранены.
© Константин Терентьев / Галерея «ГРАУНД»


«В лесных ветвях стучит листва и тишина и сшита пьеса её подмостки и завеса сама она из льна гусиных перьев и вина Напился главный командир актёр и генерал и бригадир толкает речь как Гамлета синий Синицын сын и внук гусиный». Фрагмент из «Лесной пьесы» Константина Терентьева. Орфография и пунктуация сохранена.
© Константин Терентьев / Галерея «ГРАУНД»

Автор
ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ КИСЕЛЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе