В Москве и Ярославле демонстрируют произведения живописца Станислава Жуковского

В Москве и Ярославле демонстрируют произведения живописца Станислава Жуковского
Выставка "Русский пейзаж" в Ярославском художественном музее.



Впервые Ярославский художественный музей представляет тему русского пейзажа столь разнообразно в произведениях великих русских художников Алексея Саврасова, Исаака Левитана и Станислава Жуковского из собраний музеев Вологды, Иванова, Костромы, Ростова, Рыбинска, Ярославля.

Алексей Саврасов – одна из центральных фигур художественной жизни Москвы в 1870-е годы. Он был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. С именем Саврасова связано утверждение реалистического направления в русской пейзажной живописи и приобретение отечественной школой пейзажа национального своеобразия. В это время Саврасов создает лучшие свои произведения, среди которых знаменитая работа «Грачи прилетели». На выставке представлен вариант знаменитого шедевра из собрания Ивановского областного художественного музея. Долгое время Саврасов возглавлял пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, воспитав целую плеяду замечательных художников-пейзажистов.

Одним из них был Исаак Левитан. В поисках простоты и ясности Левитан писал широко и свободно, обобщая форму, выискивая основные красочные пятна. Особенно новым в его живописи было понимание цвета. Он одним из первых стал писать яркое солнечное освещение, передавать голубые тени на белом снегу или стволах берез. Для каждого времени года, для каждого душевного состояния он искал свой, особый красочный строй и с большой чуткостью его находил.

Станислав Жуковский – непосредственный преемник Левитана. Высокие живописные качества произведений Жуковского определили их успех на выставках. Художник солнца, ветра, звонкой осени и лирически-нежной весны. Для его творчества характерно разнообразие настроений. Его произведения – результат длительного изучения и наблюдения натуры. Он фиксирует не какое-то одно мгновение, но стремится передать самую суть процессов, происходящих в природе. Большой любитель старины, в особенности пушкинского времени, Жуковский много путешествовал по Средней России, изучая старинные «дворянские гнезда».

В Москве демонстрируют произведения живописца Станислава Жуковского

Среди художников, с творчеством которых связан расцвет русского пейзажа на рубеже XIX - XX веков, нужно назвать Станислава Жуковского. Один из любимых учеников Левитана, мастер, которого современники называли «романтиком русской усадьбы», родился в семье польского аристократа, лишённого дворянского звания и прав на земли за участие в антирусском восстании 1863 года. Нарушив семейную традицию, посвятил себя искусству. Входил в число наиболее востребованных живописцев своего времени. После революции 1917 года работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете, но с обожаемой им стариной было покончено навсегда, оставалась только эмиграция. Полотна Станислава Жуковского хранятся в ведущих российских и зарубежных музеях. А в эти дни его картины можно увидеть на выставке в Галерее искусств «Даев, 33».



Увидеть эти картины Жуковского на выставке – случай, можно сказать, уникальный. Все они из частных собраний. В числе экспонатов - полотна, которые коллекционеры последний раз открывали для широкой публики в семидесятых. У каждой из этих картин - своя история. Когда готовили экспозицию, сделали немало открытий.

«Мы нашли те работы, которые считались долгое время утраченными. Эти работы за период советского времени потеряли свои авторские названия и никогда не были опубликованы нигде. О них были смутные упоминания в справочной литературе, таким образом, открыли четыре работы», - рассказывает галерист, арт-директор галереи искусств «Даев, 33» Александр Киселев.

Эта выставка, как дневник художника. Здесь есть ранние работы, написанные еще до поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художником Жуковский стал вопреки воле отца, который так и не смог смириться с выбором сына – ни когда картину Жуковского - еще студента - для своей галереи купил Третьяков, ни когда Левитан говорил о его большом будущем, ни даже когда Жуковский стал признанным мастером – певцом русских усадеб.

«Он пользовался бешеной популярностью при жизни. Его покупали, коллекционировали, за его работами стояли в очередях на выставках, - отмечает Александр Киселев.



Непревзойденный мастер усадебного интерьера, Жуковский называл себя большим любителем старины. Полотно «Кусково. Парадный вестибюль» написано в 1917 году. В письме к Шереметьеву - с просьбой разрешить ему запечатлеть красоту этих интерьеров - говорил, что здесь, в Кускове, волнующая поэзия прошлого. Старинная мебель, открытые окна в сад, распахнутые двери...

После революции 1917 года с картинами, воспевающими романтику дворянских усадеб, Жуковский оказался в опале, в журналах и газетах появились разгромные статьи, и в 1923-м живописец был вынужден навсегда уехать из России.

Из поздних полотен мастера на этой выставке - работа 1937 года, написанная за 7 лет до гибели художника в концлагере под Варшавой. Первый снег, лесная речка, подснежники – в простом и прекрасном Жуковский находил вдохновение даже в самые трудные годы.

ссылка на видео: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/148256/
Автор
Телеканал "Культура" и Ярославский художественный музей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе