20 сентября 2010 ● АННА ТОЛСТОВА
Юбилей Александра Лабаса в Москве
В Москве открылись сразу две выставки графики Александра Лабаса (1900-1983), приуроченные к 110-летию художника: в галерее "Проун" на "Винзаводе" и в Московском музее современного искусства на Петровке. Двух Лабасов сличала АННА ТОЛСТОВА.
Выставка в ММСИ — это всего три зала и главным образом две серии рисунков из собрания сына художника Юлия Лабаса: "Цветовые композиции" и "Жители отдаленных планет". Тут, похоже, недолго думали об экспозиционной драматургии, но она выстроилась как-то сама собой. Вначале вы с изумлением видите целый набор экзерсисов в акварельных брызгах в пастельно-карандашных вихрях. И думаете, что самый романтичный остовец, воспевший советскую авиацию, стрекозиные крылья самолетов и серебристые капсулы дирижаблей в безоблачном небе, был в душе авангардист-радикал, двигавшийся от символизма Одилона Редона к лирической абстракции Василия Кандинского и Джексона Поллока. Затем вы с еще большим изумлением видите каких-то крылатых гуманоидов, роботов, "странных существ" и "чудовищ", полученных путем синтеза визионерства Уильяма Блейка и наивности детского рисунка. И думаете, что романтичный остовец, еще в 1930-е — в панно для московского дома пионеров — мечтавший о космических городах будущего и полетах на Луну, на старости лет совсем свихнулся на почве научной фантастики. А потом попадаете в зал с уличными и домашними сценками, нарядными пешеходами, новенькими машинами, семейным уютом и автопортретами человека, временами напоминающего интеллигентного мидовского чиновника в дорогой шляпе и заграничном костюме. И невольно начинаете искать в творчестве Александра Лабаса какую-то внутреннюю драму, как будто эта тихая и относительно благополучная московская жизнь была оплачена отказом от формалистических исканий и фантастических утопий.