«Всемирно известный» — художник Константин Маковский

В своей книге «Мой Дагестан», размышляя о таланте человека известный на весь мир поэт Расул Гамзатов озвучил интересную мысль: «Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии…». 

Пожалуй, это единственная мысль великого аварца, с которой можно не согласиться, или же оспорить. В противовес Расулу Гамзатову вспоминается не менее интересная мудрость: «Краса ветвей зависит от корней». По иронии судьбы эта мысль принадлежит советской аварской поэтессе, народной поэтессе Дагестана — Фазу Гамзатовне Алиевой. И с ней очень трудно не согласиться.

В искусстве действительно мало царствующих династий, но одна из них была, причем в русском искусстве и очень талантливая. Настолько, что все — и отец, и дети — все стали знаменитыми художниками. Конечно же — это династия Маковских. Родоначальником династии живописцев был Егор Иванович Маковский. Продолжателями стали его дети — Александра Егоровна, Константин Егорович, Николай Егорович, Владимир Егорович и его внуки.

Все они были очень известны в художественных кругах, но всемирно известным и самым дорогим художником из династии стал старший из сыновей — Константин.

По объемам продаж произведения Константина Егоровича Маковского сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров.


Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.


В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим «копать вглубь», но и они не могли отрицать гениальности легкой руки конкурента. Львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях…


Русалки. 1879, Демонстрировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году

 
Знаете, почему в отечественных музеях практически нет работ Маковского? Потому что российским коллекционерам они были просто не по карману.

Так Маковский просил у Третьякова за свой «Боярский свадебный пир в XVII веке» ни много ни мало 20 000, и это была нормальная цена за его работу. Третьякову такие расценки оказались не по карману, и «Пир» ушел к американскому ювелиру Шуману за… 60 000. При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще одно полотно и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского.


Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883, Музей Хилвуд, Вашингтон, США


Картина «Боярский свадебный пир в XVII веке», один из лучших шедевров Маковского, пользовалась головокружительным успехом в 1883 году на Всемирной выставке в Антверпене и удостоена самой высокой награды — Большой золотой медали. Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник.


При работе над этой картиной художнику позировали жена Юлия Павловна (именно ее лицо у невесты), ее сестра Екатерина и старший сын Сергей.


В советское время Маковский был объявлен «вредным» художником и оказался забыт, его работы были распиханы по запасникам, а потом раздаривались дружественным зарубежным вождям. Так несколько полотен достались от щедрот даже индонезийскому президенту Сукарно, сегодня они составляют гордость местной государственной картинной галереи.


Восточная женщина (Цыганка). 1878


Араб в чалме. 1882


«Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, — писал сам Маковский. — Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.»


Любил он и женщин. Константин Егорович был очень любвеобильным мужчиной. Ко времени знакомства с первой женой у него уже была внебрачная дочь Наталья, Наталья Лебедева, которая только в 1877 году получила фамилию Маковская, плод его студенческого увлечения.

В 1867 году он женился на юной, подававшей надежды актрисе Александрийского театра — Елене Тимофеевне Бурковой, получившей образование в Швейцарии. Леночка внесла в его рассеянную «богемную» жизнь много любви и чуткой общительности. Она была хрупка, болезненна и не могла считаться красивой, но от внешности ее и от всей «манеры быть» исходила неизъяснимая прелесть.

Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы, но счастье длилось недолго. Сначала почти сразу же после рождения в 1871 году умер сын Владимир. В том же году у Елены обнаружили туберкулез. Врачи говорили, что спасти ее может теплый сухой климат, и Маковский повез жену в Египет. Однако ничего не помогло, и в марте 1873 года художник овдовел. До сих пор неизвестно, как выглядела жена художника. Возможно на следующих 3-х портретах именно она?


Женский портрет. 1878


Женский портрет. Начало 1880-х, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск


Женский портрет. 1880-е, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Константин Егорович в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем. Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения. В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату.


Портрет Ю.П.Маковской. 1881, Государственный Русский музей, С.-Петербург


Безутешным вдовцом Константин Маковский оставался недолго. В 1874 году на балу в Морском корпусе он встретил пятнадцатилетнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую поступать в консерваторию (у нее был красивый голос, лирическое сопрано), которая вскоре стала его женой.

Встреча Константина Егоровича с Юлией Павловной состоялась на балу в Морском корпусе. Ей шел всего шестнадцатый год, но казалась она старше уменьем держать себя в обществе и умственной зрелостью. Судя по тогдашним плохим фотографиям, она была очень красива. Константин Егорович влюбился с первого взгляда, и не отходил от нее весь вечер. На следующий день влюбленный «профессор живописи» поспешил пригласить всех к себе — «помузицировать». К ужину Константин Егорович повел юную Леткову под руку и, усаживая ее за стол рядом с собою, громко сказал — так что все слышали: «Вот и отлично… Будьте у меня хозяйкой!». Так началась их помолвка…

Через две недели после вечера на Гагаринской набережной решено было сыграть свадьбу, как только невесте исполнится шестнадцать лет. 22 января 1875 года в Почтамтской церкви состоялось венчание. Невесте было 16, женику 36 лет.

На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.

Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.

«Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней», – писал один из современников.

Весной 1875 года супруги поехали в Париж. Константин снял мастерскую на бульваре Клиши и квартиру на Брюссельской, наискось от четы Виардо. Тургенев, портрет которого Маковский написал ранее, был их частым гостем. В доме Виардо собирались артисты — русские и парижане, часто бывали художники.

Маковские вернулись из Парижа через год с новорожденной дочкой, а в конце лета случилось горе — девочка умерла от скарлатины. Семнадцатилетняя мать очень тяжело перенесла смерть перворожденной, но молодость взяла свое, и вскоре она стала опять ожидать прибавления семейства, а на поправку поехала в Ниццу.

15 августа 1877 года в доме Переяславцева на набережной у Николаевского моста, родился сын Серёжа — будущий художественный критик, эссеист, поэт, редактор и издатель «Аполлона», замечательного русского журнала, альманаха.


Сережа (Портрет сына в матроске). 1887


Можно сказать, что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, который так нравились Константину Маковскому. Можно вспомнить картины «В мастерской художника» (которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа».

В 1879 году у Маковских родилась Елена, в 1883 – сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III. Им тоже суждено было стать моделями Константина Егоровича.

Мастерская, в которой дети позировали отцу, сама по себе была источником сильных впечатлений: она вся была увешана персидскими коврами, африканскими ритуальными масками, старинным оружием, клетками с певчими птицами. В китайских вазах стояли кисти, страусовые и павлиньи перья, диваны украшали многочисленные парчовые подушки, а столы — шкатулки из слоновой кости. Естественно, детей тянуло в кабинет отца, и позирование не было им в тягость.

В 1889 году Константин Маковский ездил на Всемирную выставку в Париже, на которой он экспонировал несколько своих картин. Там он познакомился с 20-летней Марией Алексеевной Матавтиной (1869-1919) и увлекся ей. Плодом этого увлечения стал родившийся в 1891 году внебрачный сын Константин. Художник был вынужден признаться во всем жене.

И она не простила измены. 18 ноября 1892 года Юлия Павловна подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей». 26 мая 1898 года был оформлен официальный развод. Юлии Павловне было всего 39 лет! Константину Егоровичу 59 лет.


Семейный портрет. 1882, Изображена Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой


Оставшиеся 56 лет жизни Юлия Павловна прожила в семье сына Сергея. Она в эмиграции, во Франции, помогала сыну писать очерк об отце, который писать ему было особенно тяжело; он так и не смог его простить.

А Константин Маковский 6 июня 1898 года женился на Марии Матавтиной, и суд узаконил их детей. К тому времени родились также дочери Ольга и Марина. После появился на свет и сын Николай. Художник продолжал использовать в качестве моделей и детей от третьего брака и свою новую жену.

Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате несчастного случая. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Константин Егорович умер, не приходя в сознание. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.



Факты из жизни К. Маковского


«Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К.Маковский.


В детстве все интересно. Облезлая ворона смешно пила из лужи. На Ленивке чистоплотный мужик торговал вкусным малиновым квасом. В магазине на Тверской итальянец Джузеппе Артари раскладывал эстампы, выписанные из-за границы.

«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их… Искусство — это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше»

Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу». Двенадцати лет он поступил в Школу живописи и ваяния, где первыми наставниками его были Скотти, Зарянко, Тропинин. Живописную манеру последнего он усвоил в совершенстве — копию Маковского с тропининского портрета не отличить было от оригинала. Еще находясь в «Школе» он получил от Академии малую серебряную медаль за карандашный этюд (1857).

***

Особенно известной в творчестве художника была картина «Дети, бегущие от грозы», изображающая простой, но исполненный драматизма сюжет из сельской жизни. Дети здесь напоминают сказочных героев – сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Художника привлекло ощущение тревоги перед грозой, объединившее природу и детей. В пейзаже, пронизанном ветром, запечатлено переменчивое состояние природы: чередование света и тени, разнообразие оттенков неба – от темно-лилового до золотисто-желтого. Колеблющиеся верхушки растений, бегущие облака подчеркивают движения детей, подгоняемых ветром. Шаткий мостик прогибается под торопливыми шагами девочки – совсем скоро разразится гроза. А внизу, у самой земли, где сплетаются болотные травы и цветы – тишина и покой


Дети, бегущие от грозы. 1872, Государственная Третьяковская галерея, Москва
***

Во время учебы в Московском училище живописи Константин Маковский был первым студентом, получившим все доступные награды. Но впоследствии, учась в Академии, он в числе других студентов, отказался писать конкурсную картину на тему Скандинавской мифологии — принял участие в так называемом «бунте четырнадцати», и в итоге не получил диплом. И все же через несколько лет художник удостоился званий академика, профессора, действительного члена Академии Художеств.

***

Кисти Маковского принадлежит самое большое станковое полотно в России – картина «Воззвание Минина к нижегородцам», которую он писал шесть лет.


Воззвание Минина к нижегородцам. 1896
***

Особенно интересным направлением в творчестве художника был образ «Боярышень» и русских красавиц в национальных костюмах. Их более 60-ти полотен и все они яркие, насыщенные и уникальные. Одни из самых известных:


Боярыня у окна. 1885


Под венец. 1884


Боярышня, Этюд к картине 1901 года «Хмелем обсыпают»


Боярышня. 1880-е


«Гадание» (1915)
***

1880-е раскрыли Маковского как автора портретов и создателя исторических полотен. На парижской Всемирной выставке 1889 года художник получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Суд Париса» и «Демон и Тамара» (1889).


Демон и Тамара. 1889
Автор
Graf Montecristo
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе