Ярославль. Будем жить и творить

Ярославское отделение Союза художников России торжественным открытием юбилейной ретроспективной выставки отмечает 75-летие своей организации. О дне сегодняшнем и перспективах на будущее мы беседуем с председателем отделения, заслуженным художником России Александром Карихом.
 

– Ярославское отделение художников – одно из старейших в Союзе, а всего их насчитывается более ста. Есть ли чем нам гордиться кроме этой почтенной даты?


– Разумеется! За это время ярославскими художниками созданы сотни полотен, факт проведения в Ярославле выставок регионального, всероссийского, международного уровня уже свидетельствует о значимости и весомости нашей организации. Кроме того, произведения ярославских художников находятся в собраниях престижных музеев страны, таких как Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей…


– Насколько я понимаю суть работы художника, она глубоко индивидуальна. Нужна ли вообще самодостаточным творческим единицам какая-то объединяющая их организация?


– При всей своей независимости любой человек, и художник в том числе, нуждается в обществе единомышленников. Объединяясь, мы имеем возможность не только организовывать и проводить выставки своих работ, но и энергетически подпитывать друг друга, обмениваться опытом. Кроме того, Союз обеспечивает преемст­венность поколений: наработанное нашими учителями, не исчезает, а, преломившись в творчестве их учеников, продолжает жить, таким образом, изобразительное искусство развивается. Вот, например, на Западе профессиональных творческих союзов нет…


– Вы хотите сказать, что отсутствие союзов на Западе породило своеобразную стагнацию, застой в европейском искусстве?


– Нет, так сказать нельзя. Но сейчас практически никто из европейских художников не работает в реалистической манере.


– А вы не допускаете такую мысль, что, возможно, отказ западных художников от реалистической манеры письма связан отнюдь не с отсутствием там союзов, а с тем, что подобное искусство в настоящий момент не востребовано зрителем?


– С одной стороны – это так. Но, с другой стороны, реализм как направление в искусстве возник вместе с социальными взрывами в обществе, и социальную составляющую реалистического искусства нельзя недооценивать. При всех политических и экономических кризисах роль художника осталась неизменна – отражать и, отражая, защищать красоту существующего мира… Я не хочу сказать, что так называемое неформальное искусство абсолютно асоциально. Вот, к примеру, известный художник Кулик – то он голым сидит в будке, то кусает прохожих за ноги. Этим своим «художественным языком» он стремится показать, в каком обществе мы жили, то есть социальный аспект явно присутствует.


– Но при всех своих эскападах именно Олег Кулик заведует актуальным искусством в Третьяковской галерее…


– Ему даже член-корреспондента присвоили…


– Вот видите! А между тем вряд ли в сегодняшнем художественном пространст­ве страны есть фигура более далёкая от реализма. Ну и пусть Кулик сидит в своём болоте… Вам не кажется, что сегодня в Ярославле актуальное искусство буквально наступает на пятки реализму?


– Я так не думаю. Оно просто живёт и развивается параллельно, как декоративно-прикладное искусство и, безусловно, имеет свои художественные цели и задачи. Однажды я был на выставке документа в Касселе, это прекраснейший образчик так называемого актуального искусства. Есть там инсталляция: идёшь по лестнице, и вдруг тебя кто-то окликает. Начинаешь искать источник звука и видишь камеру, вмонтированную в фигуру «бомжа». И вот этот арт-объект начинает тебя всячески «поливать» бранью, дескать, ты проходишь мимо, брезгуешь его обществом, а ведь он такой же, как ты… Я понимаю, что это искусство порождено тем временем, в котором мы живём, потому совершено спокойно воспринимаю параллельное существование такого вида искусства. Хоть и не разделяю его эстетической платформы.


– Насколько открыт доступ в члены Союза художников представителям актуального искусства?


– Всё зависит от качества искусства. Я бы разделил изобразительное искусство как в науке – на фундаментальные и прикладные дисциплины. Представители фундаментального направления – реалисты – работают на будущее, а прикладники – актуальные художники – пытаются пристроить свои наработки в сегодняшний день.


– А что из демонстрации актуального искусства в Ярославле вас тронуло в последнее время?


– Ну, к примеру, у нас в Союзе есть художник Влад Афанасьев. Лет двадцать-тридцать назад его бы и близко не подпустили к Союзу, такие высокие тогда были критерии приёма. Очень нетрадиционно работает Сергей Соколов. Есть другие молодые художники, недавно принятые в наши ряды… Надо сказать, что сегодня в Союзе собрались люди, которые готовы к восприятию искусства в любом его проявлении. Весь вопрос, повторю, в качестве. Ошибочно загонять реализм в рамки позапрошлого века или соцреализма – это был просто метод, востребованный определённым временем. Но опыт мастеров, работавших в этот период, необходимо взять на вооружение равно как и достижения импрессионистов, кубистов. И молодые художники охотно этим пользуются, возьмите того же Афанасьева…


– Что-то Влад у вас всюду крайний оказывается.


– Просто других молодых художников, готовых заявить о себе, не появляется.


– А может они не очень рвутся вступать в Союз?


– Я таких просто не встречал. Очевидно, ярких и достойных представителей актуального искусства в Ярославле просто нет. Хотя, надо признать, в Париже я видел произведения современных авторов, выполненных с таким высочайшим уровнем владения техникой, что дух захватывало.


– Юбилейными торжествами жизнь не заканчивается. Какие перспективы существования у Союза художников?


– Честно говоря, пока смутные. Мы являемся общественной организацией и потому социально не защищены. Но главная беда, которая на нас надвигается, это вступающий в силу в 2009 году закон, согласно которому вся муниципальная собственность внебюджетной сферы должна быть приватизирована на конкурсной основе, то есть под угрозу поставлены мастерские художников. Впрочем, во многом судьба художественного сообщества зависит от отношения к ним на местах.


– В Ярославле как с этим обстоят дела?


– Грех жаловаться. Недавно я был на приёме у губернатора. Сергей Алексеевич обещал в самом ближайшем времени разобраться с ситуацией и найти выход из критического положения. Так что есть все условия, чтобы жить и творить.

 

PS
Редакция «Северного края» поздравляет всех ярославских художников с юбилеем их творческого союза и желает новых успехов и достижений.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе