Facebook промазал. Кто попал?

Философ Сергей Чернышёв — о том, где на самом деле происходит сетевая революция.

Мировая социальная сеть обманула чаяния инвесторов. С момента IPO ее капитализация просела вдвое, рекорд обновляется ежедневно, и злобные аналитики пророчат продолжение банкета. 5 сентября, минус 2%, полет нормальный!

Заметим: прежде чем околпачить вкладчиков, сеть уже успела разочаровать пользователей. Многие, грешным делом, грезили, что чудо-авоська плотно свяжет друзей для полноценного общения, добавит социальных валентностей, превратив каждого в многомерное, многоглавое существо. Ну, не то чтоб совсем проку нет — мы получили мультимедийную записную книжку с набором IT-удобств. Но преображения юзеров в киборгов не случилось, да и не могло. Уже при поголовье Fb-друзей, переваливающем за первую сотню, френдленту впору вплетать в венок на могиле свободного времени. Халиф затравленно мечется по гарему, как последняя вокзальная шлюха.

Каковы же утраченные иллюзии инвесторов?

Первая из них — возможность стандартной капитализации социальной сети путем распродажи рекламных площадей, торговых точек и билетов на ярмарку бизнес-невест. На взгляд из офлайна нынешняя сеть — деревенская тусовка на центральной усадьбе всемирного совхоза имени М. Маклюэна. В свободное от пахоты время люди кучкуются, пляшут под гармонь YouTube, лузгают семечки новостей и перемывают виртуальные кости. Деревне без этого не жить, слов нет, и хорошо, что есть такие сети. Только вот вопрос: те ли за это заплатят, кто тусуется? Есть немало институтов, в принципе обществу необходимых, где танцуют девушек совсем не те, кто спонсирует ужин. Больные большей частью не сами платят за лечение, образование, наука, культура, даже пассажирский транспорт дотируются. Вживление туда коммерции болезненно и малоэффективно.

Торговцев, сующихся в храм Facebook, покуда там не особо жалуют. Даже зашедших трудоустроиться препровождают в резервацию LinkedIn. Можно еще как-то представить на ассамблее у герра Питера заморских негоциантов, которым из политесу позволяют сделать разовый маркет-месседж. Но вообразить Алексашку, который в вонючем тулупе толкается меж дам и кавалеров, дистрибутируя знаменитые пироги с зайчатиной?

При дефиците желающих — по совету Шуры Балаганова — брать сеть частями возникает достойная великого комбинатора идея торговать ею как целым.

Но инвесторам впиаривают симулякр «Больших данных» (Big Data). По сути, это парафраз тезиса старейшего из сыновей лейтенанта Шмидта: Цукерберг нас всех продаст, купит и снова продаст. Представьте: покуда доверчивый пользователь блогирует односельчанам о сокровенном, навеянном «Пассакалией» Шнитке или монологами Ксюши Собчак, вдумчивые роботы деловито вынюхивают его сетевые маршруты, шарят по «профилям», вспарывая подкладку подсознания, нащупывают в исподнем скрытые потребительские вожделения.

Вы хотите курить, как я вижу? – неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, – вы какие предпочитаете?

– А у вас разные, что ли, есть? – мрачно спросил поэт. – Ну, «Нашу марку».

Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному: – «Наша марка»…

Словом, такое упорядоченное сетехранилище личных дел, где каждый сам на себя дает материальчик, обещает послужить чуднесым подспорьем как для маркетологов, так и для спецслужб. Это дивная, жирная птица, честное благородное слово. Гусь, Бендер!

Но инвесторы, в погоне за чудо-птицей успев задорого посетить страто- и блогосферу, уже пикируют вниз, к почве. Здесь в приземленной сфере электронной торговли, обделенной вниманием медийных эстетов, творится подлинная революция.

Нынешнее поколение российских обывателей, похоже, будет жить при торговом либерализме. Чуть не с детства бродят они с корзинкой по анфиладам Ozon.ru, как рыба крутятся на мелководье электронных барахолок типа «Из рук в руки». Но высокий теоретический смысл этой повседневщины от них ускользает. Современный покупатель, взяв в руки банку невиртуальной селедки в районной «Магнолии», способен достать из-за пазухи сетевой гаджет и, не отходя от прилавка, выяснить всё про товар, его производителя, цены и каналы дистрибуции, мигом глобализируя акт покупки. Ему невдомек, что в неоклассической теории есть важнейшая аксиома о полноте, бесплатности и мгновенной доступности информации для агентов идеального рынка. В значительной мере на исследовании разнообразных отклонений от нее воздвигается здание современного институционализма. И вот революционный покупатель, сжимая страстно айпад мозолистой рукой, толкает жизнь в сторону обветшалой теории. Означает ли это, что — по примеру ленинцев, осуществивших марксизм на практике — верные джобсовцы воздвигнут здание реального маршаллизма по лекалам XIX века?

И да, и нет. Будущее всегда приходит как зазеркалье прошлого, его неузнаваемое, нежданное возобновление. Новые сетевые технологии, придавая рынку B2B прозрачность на стратегическую глубину, открывают новую перспективу для предпринимательства в смысле Шумпетера, для постановки на поток создания новых бизнесов. Молодые инноваторы из Физтеха, конструкторы цепочек добавленной стоимости, знают, что при реализации бизнес-проектов компетенции нужнее инвестиций. Они на практике реализуют классическое предвидение Эггертсона: «В контексте чисто неоклассической модели использование денег является практикой, которая дорого обходится и лишена какого-либо экономического смысла… ибо агенты могут уладить свои расчеты посредством многостороннего клиринга». Сделай бизнес без денег! – девиз Центра корпоративного предпринимательства МФТИ.

Маргинальный, скромный по масштабам сектор сетевых развлечений, IT-игрушек для взрослых, у которых избыток времени и денег, непомерно раздут в общественном сознании. Считается, что кратчайший путь молодежи к успеху — выдумать с друзьями электронную погремушку для бездельников, а потом отплясывать с ней конкурсную чечетку на подиумах перед бизнес-ангелами и венчурными фондами. Однако зона прорыва к будущему пролегает совсем не там.

Идеологи последних десятилетий по инерции изображают государство заскорузлой конторой, враждебной духу предпринимательства и модернизации. Но государство во всем мире сегодня является не только коррупционером, но и революционером: главным потребителем на рынке информационно-коммуникационных технологий, инициатором и заказчиком новых IT-систем для освоения новых пространств деятельности. Таких, как G2B (государство – бизнес), G2C (государство – граждане), G2G (государство – государство), E-tendering (электронные торговые площадки). Конкретная картина развития в каждой из этих сфер раскрывает простор для участия компетентных инвесторов и самореализации молодых инноваторов.

Так, быстро растущий рынок электронных торгов в России контролируется крупнейшими финансовыми институтами, такими, как «Сбербанк» и «Группа ВТБ». Инвесторы схлестнулись в борьбе за долю в капитале основных электронных площадок. Те, в свою очередь, конкурируют между собой на уровне повышения эффективности и внедрения инновационных разработок. Сейчас в разгаре профессиональная гонка за создание интеграционных шлюзов для взаимодействия с общероссийским сайтом госзакупок…

Александр Блок призвал интеллектуальное сообщество всем сердцем и всем сознанием слушать революцию. Но чтобы вникнуть в ее симфонию, заглушаемую расхожими шлягерами, необходимо конкретное понимание партитуры.

Сергей Чернышёв

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе