«Факты больше, чем лулзы»

Основатель «Луркоморья» Дмитрий Хомак о визуализации юмора и живучести мемов

Если вы встретили в интернете какое-нибудь незнакомое слово или не поняли шутку, явно известную остальным, зайдите на сайт Lurkmore.to («Луркоморье»), и все разъяснится. О специфике сетевого юмора «Московские новости» поговорили с основателем и идеологом главного отечественного мемохранилища Дмитрием Хомаком.

Создатель сайта Lurkmore Дмитрий Хомак на церемонии вручения «Золотой Джокер MAXIM Jameson 2013» в номинации «Интернет».

© РИА Новости. Руслан Кривобок

— Какова была изначально идея Lurkmore?

— Сайт задумывался как сборник мемов, которые постоянно рождаются и постоянно умирают. В какой-то момент мы поняли, что шутки, пришедшие из, скажем, Фидо, весь этот фольклор молодежь не знает, приходится их объяснять. Еще мы хотели объяснить пользователям интернета, как им пользоваться. У каждого сообщества есть свои обычаи, внутренние шутки, непонятные остальным. Мы рассказывали, что лучше не писать, чтобы не обидеть участников комьюнити (и тем самым подсказывали, как можно максимально быстро их взбесить).

— Сколько сейчас статей на сайте?

— Около шести с половиной тысяч.

— А модераторов сколько?

— Человек десять. Слава богу, старые статьи в основном сейчас не вандалят. Любому зарегистрированному пользователю можно дать права модераторов, но обычно назначаются один-два модератора в год, столько же отсеиваются.

Луркмоар (от англ. жарг. lurk moar; lurk значит «таиться», перен. «искать», «шариться», созвучно look more — «смотри больше», «ищи еще») — призыв «еще поискать», разобраться самому, а не задавать дурацкие вопросы, на которые старожилам лень отвечать (из статьи на сайте).

— Между модераторами бывают идеологические или эстетические разногласия? Как вообще решается, что войдет в Lurkmore, а что нет?

— Периодически бывают споры, обычно они решаются компромиссом, после чего оба модератора уходят обиженные. Модераторы, которые слишком активно проталкивают свою точку зрения, обычно долго не задерживаются. Насильно мы лишили прав только одного — он очень четко начал свою идеологическую позицию проявлять и выступать от имени Lurkmore. Что касается правил, мы отталкивались от принципов Википедии. У них на каждую строчку 20 правил, а мы решили, что у нас столько не будет. У нас всего два правила: 1) факты больше, чем лулзы, то есть статья должна быть основана на каких-то фактических событиях, 2) пишешь — помести ссылку. Все.

— Как складывался язык, на котором написаны статьи?

— Мы больше 15 лет в интернете, кто-то из нас еще Фидо застал. И у нас всегда была любовь к языковым играм, к шуткам. Мы веселились, постепенно получился такой комбинированный язык. Да, мы имели отношение к проекту Башорг, который коллекционировал цитаты и фактически прямую речь интернета. Что-то оттуда пришло. Что-то — из языка падонков, он уже умирал к тому времени, но какой-то отпечаток (например, нарочитую неграмотность) оставил. Часть языка — кальки с английского, озвученные по-русски. Есть выражение second this («поддерживаю»), мы перевели как «дваждую», потом это мутировало в «двачую». И возникло выражение «Два чая этому господину» — «Полностью поддерживаю предыдущего оратора». А потом еще что-то наросло, и года с 2008-го мы этот процесс не контролируем. Это обычный языковой процесс, который очень быстро развивается в интернете.


Эту страницу на сайте основатель «Луркоморья» считает эталоном

— А как поддерживается стилевое единство в статьях?

— Оно есть ровно потому, что это путь наименьшего сопротивления. Стало понятно, что статьи, написанные таким языком, пользуются наибольшей популярностью и скорее всего не будут снесены. Единственное, мне кажется, что язык, с которого мы начинали, был как-то живее и бодрее, чем сейчас.

Дмитрий Хомак родился в 1981 году. Окончил Московский государственный горный университет, получил специальность горного инженера. С 1998 года работал журналистом в изданиях, рассказывающих о компьютерных играх, кино и новинках компьютерной техники. В 2006–2007 годах активно участвовал в русской Википедии. В 2007 году вместе с соратниками основал альтернативную энциклопедию — «Луркоморье». Переводил с английского видеоигры и рассказы. Женат. Хобби — видеоигры, журналистика, мотоциклы.

— Какую статью вы бы могли назвать идеальной — по содержанию и по языку?

— «Теория относительности» — своего рода эталон.

— Вы не анализировали, как возникает мем и от чего зависит его живучесть?

— В основе любого мифа есть какой-то мем, общая идея, овладевающая массами. От чего зависит живучесть, предсказать невозможно. От чего зависит мелодия, которая прилипает? Или живучесть вируса гриппа? Чтобы появился вирус гриппа, причем с высокой заразностью, нужно совпадение каких-то факторов. Если он попадет в недружелюбную среду, не будет размножаться. Кинофильмы Гайдая попали в среду практически полной вымороженности поп-культуры и разошлись целиком на цитаты, так же, как мультфильмы типа «Острова сокровищ». За каждой цитатой — целый пласт. Мем тем и ценен, что он поднимает за собой кусок контекста, вызывает поток ассоциаций. Вообще мы в отличие от Википедии пытались описать не столько предметы, сколько контекст.


Сейчас всё – шутки, анекдоты, каламбуры – упакованы в визуальную форму, демотиваторы и открытки

— У вас не бывает такого, что вы перечитываете какую-то статью и понимаете, что нужно ее изменить или вообще убрать, потому что шутки, на которых она построена, устарели?

— Ну устарели и устарели. Словарь Даля имеет свою безусловную ценность. У нас движок, который позволяет посмотреть все правки статьи, отмотать до самой первой, проследить, как менялся интернет-язык. В этом есть своего рода научная ценность. Она мне важнее того, будет ли это смешно.

— Юмор в последние годы сильно визуализировался. Если раньше флагманами были Анекдот.ру, Башорг, то сейчас — pikabu, Аткрытка.

— Да, сейчас все — шутки, анекдоты, каламбуры — упакованы в демотиваторы и открытки. Но это касается не только юмора — вообще все визуализировалось. Интернет как медиа развился до такой степени, что уже можно в общем-то и не особо писать. Раньше, чтобы научиться пользоваться техникой, надо было знать английский. Сейчас даже не нужно читать инструкцию — Youtube позволяет без слов объяснить, как поменять тормоза у велосипеда. Или как правильно жать штангу. Будущее — за видео. Есть коубы, есть сервис Vine, где можно шестисекундное видео записывать.

ВИКИПЕДИЯ О LURKMORE: «Луркоморье» характеризуется своеобразным стилем статей, отличающимся общей неформальностью, полушуточным и саркастическим характером, свободным использованием нецензурной лексики, бесцеремонностью высказываний, а также резкой критикой недостатков рассматриваемых явлений». Далее

LURKMORE О ВИКИПЕДИИ: «Самый большой труд невежд и дилетантов, который им когда-либо удавалось создать за всю историю человечества». Далее

— Каким вы видите Lurkmore через пять-десять лет?

— Думаю, сайт через несколько лет законсервируется. Те, кто сейчас пишет статьи, повзрослеют, у них появятся семьи, дела, некогда будет писать. А для сегодняшних школьников Lurkmore слишком тяжеловесный: старомодный язык, мало визуальной информации. Это фольклор их старших братьев, а они комфортно себя чувствуют в «ВКонтакте», там сейчас складывается свой параллельный интернет. Я надеюсь, сайт останется в виде архива, который будет полезен тем, кто интересуется эпохой. Ведь эпоха была довольно веселая.

Артем Костюковский

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе