Интервью с Александром Доржиевым, AlterGeo

Директор по развитию геосоциального сервиса AlterGeo рассказал о том, кто все эти люди, что без устали отмечаются в заведениях города, лежат ли миллионы на виртуальных счетах пользователей и какие последствия для развития сервиса имеют пивные марафоны.

—Александр, в какой момент из технологической компании по определению местоположения вы решили стать геосоциальным сервисом с игровыми элементами и почему?

— Действительно, мы начинали как технологическая компания, тогда она еще называлась Wi2Geo. В ее основе лежала идея, что местоположение можно определять не только по GPS, но и по Wi-Fi, и по GSM. Но даже для демонстрации этой технологии нужно прикладное применение, поэтому практически с самого начала мы писали мобильные приложения. Было приложение под Windows Mobile: без игровых механик, без связи «люди-места», но с возможностью смотреть по карте, где находятся твои друзья прямо сейчас и, соответственно, показывать, где находишься ты. Мы в то время много выступали на конференциях. Перед нами стояло несколько целей: популяризация проекта, поиск инвестиций и поиск правильного пути. От конференции к конференции идея проекта трансформировалась. Не смотря на то, что технологическое направление было интересным для нас, количество клиентов исчислялось десятками, и на каждого из них можно потратить по полгода: привлечение, налаживание отношений, старт проекта. Скажем так, не очень хорошо масштабируемый бизнес. В пользовательском сервисе есть свои сложности. Но, в принципе, больше перспектив заработать. И делать пользовательские сервисы, конечно, интересней.


— У вас получилось заработать? Вышли на окупаемость?


— У нас есть доходы, но они пока не полностью покрывают наши расходы. Мы по-прежнему зарабатываем на технологических партнерствах: Badoo, Begun и другие. Иногда беремся за интересные рекламные проекты, если удается вместе с агентством или заказчиком придумать что-то действительно классное. И некоторое количество скидочных купонов в нашем приложении пользователи покупают за деньги. Но этот способ монетизации мы не ставим во главу угла. Стараемся давать скидки просто за активность. Количество пользователей пока растет быстрее, чем прибыль.


— Совсем недавно вы стали партнерами с сервисом «Биглион». Почему именно они? Планируете сотрудничать с другими купонными сервисами?


— «Биглион» — крупнейший и один из первых купонных сервисов, он известен и хорошо себя зарекомендовал. Каждый день пользователи выбирают предложения «Биглиона», выбрали и мы. Цель этого сотрудничества — дать нашим пользователям новую интересную возможность, сделать приложение AlterGeo еще полезней для жизни в городе. Партнерство совсем свежее, в ближайшие месяцы станет понятно, насколько эти купоны востребованы пользователями, что нужно исправить. Будем развивать и улучшать, конечно же. Мы не исключаем возможности сотрудничества и с другими сервисами коллективных покупок, но в данный момент таких планов нет.


— Расскажите про аудиторию проекта. Логично предположить, что больше всего им пользуются в Москве и Санкт-Петербурге.


— Да, это приблизительно половина нашей аудитории, 45-47%, наверное. Причем, большая часть из них приходится на Москву. С одной стороны, такое соотношение отражает реальную ситуацию в стране – в Москве проживает больше народу. С другой стороны, и мы продвигались, в первую очередь, в Москве. Но сейчас мы потихоньку выходим на другие города. В миллионниках у нас уже есть представительства, как правило, не очень большие, 1-2 человека. Одна из сторон нашего сервиса — партнерство с заведениями, с разными локальными бизнесами. Если в Москве у нас несколько сотен партнеров, которые предоставляют нашим пользователям скидки и бонусы, то в других городах еще есть над чем работать. Мы эту ситуацию исправляем, у нас уже работают представительства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и в Киеве. Пока фокусируемся на русскоязычной аудитории в России. И на Украине тоже, конечно.


— Кто чаще пользуется сервисом: женщины, мужчины, студенты, бизнесмены?


— Когда мы начинали, это были IT-работники, в основном, мужчины. В AlterGeo вместе с увеличением количества пользователей изменился и состав аудитории: появились девушки, появилось много пользователей, не связанных напрямую с работой в Интернете. Большая часть пользователей сейчас — от 25 до 35 лет. Да, мужчин по-прежнему больше, чем девушек. И, конечно, много айтишников и рекламщиков. Достаточно много тех, кто путешествует по миру. Например, ребята, которые ездили в экспедицию с Артемием Лебедевым. Они сейчас находятся в экспедиции на Памире: проезжают на двух джипах трассу, которая зимой даже и не работает. Совершают подвиги и отмечаются в AlterGeo. У нас есть специальная страничка, где нарисован их маршрут.


— Какой процент из всех зарегистрированных пользователей становится активной аудиторий проекта?


— Сейчас у нас зарегистрировано около 800 тыс. пользователей. Думаю, 15-20% становятся активными пользователями.


— У вас есть приложения практически под все мобильные платформы для смартфонов. Но до сих пор нет приложения для планшетов. Почему?


Я бы сказал так — у нас были приложения под все мобильные платформы. Сейчас активных приложений только два: для iPhone и Android. Остальные мы не распространяем, потому что они не совсем актуальны. Пользователям других платформ мы предлагаем использовать мобильный сайт, там тот же функционал, что и в приложении, но нам не нужно писать отдельное приложение. Например, Symbian — очень сложная для разработки платформа, а активных пользователей немного. В то же время мы смотрим на тенденции. У нас уже почти готово приложение для Windows Phone. Скоро должно выйти много телефонов на этой платформе. Что же касается планшетов, то мы понимаем, что они сейчас, грубо говоря, бывают двух видов – iPad и планшеты на Android. И на той, и на другой платформе можно использовать наше приложение: для iPhone и для Android.


— Но при этом оно будет маленьким?


— Да, оно будет или маленьким, или непропорционально растянутым. Мы посмотрели на него, и первая мысль была кинуться делать приложение под планшеты, но вместо этого мы пошли более простым для нас путем и более удобным для пользователя. У нас есть сайт, и он очень хорошо выглядит на любом планшете. Он попадает в размер, некоторые функции типа загрузки фотографий мы адаптировали, чтобы они хорошо работали именно на планшетах. Чтобы сайт выглядел как приложение, мы сделаем иконку, в которую он будет завернут. Этот подход намного дешевле в разработке. Человек кликает по иконке, у него открывается как бы приложение, а на самом деле сайт. Функционала получается больше, его легче менять и быстрее вносить изменения. Просмотрев статистику, пока мы не видим смысла делать специальное приложение именно под планшеты.


— Приложение для Android или для iPhone лидирует по количеству скачиваний?


Еще полгода назад это был iPhone — и по скачиваниям, и по активности. Сейчас Android опередил iPhone по скачиваниям, по активности пользователей они почти сравнялись. Как я понимаю, это связано с тем, что телефонов на Android стало больше, и продают их больше. Поскольку у нас много «старых» и лояльных iPhone-пользователей, то пока активных пользователей примерно одинаковое количество, но Android уже выходит вперед.


— У AlterGeo, как у многих социальных сервисов, есть своя валюта — «альтерденьги». Можете рассказать, какой объем виртуальных денег лежит на счетах пользователей? Насколько активно пользователи покупают валюту AlterGeo за реальные деньги?


— Честно отвечу, я не знаю, какой объем «альтерденег» лежит у нас на счетах. Сейчас у нас нет фокуса на монетизацию через пользовательские платежи, мы стараемся сделать так, чтобы пользователю хотелось пользоваться AlterGeo, чтобы он чаще его открывал и пользовался скидками. Есть пользователи, которые превращают реальные деньги в «альтерденьги», но их очень мало. При этом практически любая активность приводит к тому, что пользователю поступают «альтерденьги». Если он что-то делает в системе, ему хватает на все, что угодно.


— Если говорить о виртуальных деньгах именно как о баллах за активность: «Я ответил на вопрос, меня наградили неким количеством очков». В этом смысле, счета пользователей — это баланс баллов. Есть миллионеры?


— Миллионеров нет. Самые большие балансы, которые я знаю по «альтерденьгам», это порядка нескольких тысяч: две-три, по-моему.


— Не так давно СМИ сообщили о покупке Facebook геосоциального сервиса Gowalla. Как вы думаете, сможет ли Facebook создать вам конкуренцию в России, предложив пользователям интересный инструмент, связанный с геолокацией. Каковы ваши планы, думаете расширять интеграцию с соцсетями?


— Мы, безусловно, планируем расширять и расширяем. Например, на прошлой неделе мы, наконец, сделали кросс-постинг «В Контакте» — публикацию отметок на стену. До этого у нас был Facebook, LiveJournal, Twitter, с «В Контакте» были некоторые технические сложности. И дальше мы собираемся делать все возможное для того, чтобы перерабатывать схемы взаимодействия с соцсетями. Весь функционал соцсетей реализовывать мы не хотим, но людям интересно, чтобы их друзья в Facebook, друзья «В Контакте» что-то узнавали о них. Наша задача здесь — придумывать красивые, ненадоедливые форматы.


Что касается Facebook, то мы конкуренции не боимся в принципе, не потому что мы супермены, а потому что конкуренция — это не страшно, а даже полезно. Наша компания образована в 2008 году, за это время подобные вопросы возникали с частотой раз в полгода: «Ребята, вы знаете, что появился Google Latitude? Вы не боитесь конкуренции с «Гуглом»?». Ну мы боялись, кстати. По-моему, Google Latitude уже закрылся тысячу лет назад. Открылся Facebook Places: «Вы не боитесь конкуренции с Facebook?» Не очень. По большому счету, у них нет возможности сделать из этого все, что мы можем. Они не могут сделать из этого игру, систему лояльности, и получается, что у них остается некий функционал, который в рамках Facebook нужен 0,5-1% людей. Кто-то его вовсе не найдет, потому что в Facebook функционала много. Facebook Places закрылся, они придумали другую концепцию - Timeline. Хорошая концепция, разработчики будут заниматься именно Timeline, но это, во-первых, с нами не конкурирует, это не совсем географическая вещь.


— Вряд ли разработчики геосоциального сервиса будут заниматься в Timeline чем-то совсем далеким от своей прежней деятельности. Тем временем, у Facebook в России почти 5 млн пользователей. Вдруг у них  получится сделать привлекательный инструмент с геосоциальным функционалом.


— Facebook решает ряд задач и, наверное, туда нельзя засунуть еще какой-то интересный геосоциальный функционал так, чтобы им стали пользоваться сразу 5 млн человек. Ну, может, 10-20 тысяч. Они не могут целиком на этом сфокусироваться, все-таки Facebook — абсолютно другой бизнес, другое направление деятельности. Если говорить конкретно о покупке команды Gowalla, ну да, это, наверное, хорошая команда, но у сервиса Gowalla за всю его историю было меньше пользователей, чем у AlterGeo. Если не меньше, то, по крайней мере, не больше. При этом Gowalla — это мировой сервис, они глобально продвигались и не были чисто американским сервисом. Но команда Gowalla тут принципиально ничего не меняет. Это хорошие ребята, у них было очень неплохое мобильное приложение, оно мне нравилось. Жалко, что прикончили сервис.


— А вы не планируете продаться кому-нибудь? Foursquare, например.


— Пока такого плана нет. Во-первых, сейчас у нас еще много несделанной работы. Многое хотелось бы сделать самим, воплотить разные идеи. Но и в более-менее обозримом будущем такого плана тоже нет, но, может быть, через два года, через три, совершенно не исключено. Почему бы и нет. Не думаю, правда, что это будет Foursquare, мы его победим.


— Насколько удачно проходят пивные марафоны и подобные игровые мероприятия? Сколько новых пользователей они помогают привлечь? Какими еще неординарными способами привлекаете аудиторию?


— Марафоны проходят очень удачно. Это очень хороший PR-повод, об этом пишут, это работает, это привлекает аудиторию. Всего у нас было 2 марафона, но мы хотим, чтобы их было больше. Первый раз мы собрали, наверное, человек 70. На последнем марафоне, если не ошибаюсь, было уже человек 200. Сложно сказать, сколько из них новичков. Может, человек 50. Само по себе, не очень много, но каждый из участников, наверное, привел 5-10 человек в сервис AlterGeo, рассказав о нем в блогах, приведя офлайновых друзей. Это просто здорово, моя бы воля, я бы устраивал марафоны по пабам каждый день.


— А как же здоровый образ жизни? Не планируете мероприятий на такую тематику?


— И здоровый образ жизни тоже. Не обязательно пить пиво, можно и отмечаться просто так и что-нибудь выигрывать. AlterGeo очень хорошо подходит для реализации разных конкурсных механик. В принципе, любые активности, которые связаны с перемещениями, мы с удовольствием поддерживаем. Это может быть пробег, может быть городской квест - все что угодно.


— Планируете развивать сервис дополненной реальности или окончательно его забросили?


— Дополненная реальность у нас была в приложении годичной давности. Мы ей занимались, потому что нам было интересно: что это такое, как ее можно сделать, что с ней будет дальше. Тогда можно было посмотреть через экран телефона и увидеть вокруг отмеченные места. Наверное, видели этот видеоролик. В тот момент возникли некоторые проблемы. Телефонов с компасом было мало. На iPhone 3GS компас был. Он позволял поворачивать телефон, и картинка поворачивалась. На iPhone 3G компас отсутствовал, там нужно было поворачивать картинку вручную. В итоге мы этот функционал выпустили, но сценарий его прикладного использования в рамках нашего сервиса не был проработан идеально. В текущих версиях приложения дополненной реальности нет.


— Получается, опередили время. Выпустили раньше, чем следовало?


— Нельзя сказать, что и сейчас дополненная реальность активно используется, это, скорее, маркетинговый инструмент. Есть компании, которые специализируются на приложениях дополненной реальности. Как правило, это маркетинговые приложения. Бренд может его выпустить, но, как правило, это ограниченный во времени маркетинговый ход. Я пока не знаю примеров, когда люди бы пользовались приложениями с дополненной реальностью изо дня в день.


Если бы, наконец-то, можно было посмотреть в экран телефона и увидеть, кто этот человек, увидеть ссылку на его профиль в социальной сети, это было бы уже мощно, а пока не сильно удобно.

Елена Фирсова, ведущий обозреватель «Руформатора»

Руформатор

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе