С белоснежной обложки нового «Логоса» широко раскрытыми глазами смотрит Кенни — в своем вечном оранжевом скафандре, с табличкой «Революция» в руке. Если вдруг кто не знает, «Логос» — это главный российский философский журнал, мальчик Кенни — герой, трагически погибающий в каждой серии «Южного парка», оранжевый и белый — цвета революции, а революция — тема, которую снова обсуждают, чаще со страхом, реже с надеждой.
Креативно-классовое восклицание «Они убили Кенни!» (на него принято отвечать «Сволочи!») примерно соответствует староинтеллигентскому «Не забудем, не простим!». Неужели философы снова собрались вслед за Марксом переходить от объяснения мира к его изменению? И вообще, что такое философия сегодня?
На этот вопрос приличному философу каждый раз приходится отвечать заново. Они вечно пытаются проблематизировать понятия, которые мы воспринимаем как данность, — за это их и не любят. Лучше не беспокоить их этим вопросом, а посмотреть, чем они занимаются на страницах «Логоса», — это и будет философия. Тем более что журнал наполовину состоит из переводов и уже двадцать лет успешно знакомит публику с мировыми интеллектуальными тенденциями.
Первые статьи посвящены Facebook, философии лайка и прочих постов-перепостов. «Перепостили — следовательно, существую», — выводит Юлия Меламед актуальную формулу бытия. Это не очередные рыдания о деградации человечества, а анализ соцсети как медиа, которое задает структуру нашей коммуникации, как синтаксис задает структуру речи. Что мы на самом деле делаем, когда ставим лайк? Проявляем элементарную форму эмоционального участия, очищенного от всякой мысли, даем позитивное подкрепление, то есть обучаем партнеров по общению постить, например, фотки котиков и не постить длинные тексты. Отсюда можно сделать далекоидущие выводы, допустим о том, что общество разбилось на два резко поляризовавшихся лагеря в результате «нашего существования в Facebook, на территории, не принимающей сложного высказывания».
Я и сам считал соцсети центральным феноменом нашего времени, но от философов ждешь чего-то другого… Почему рассуждения о роли соцсетей в уличной политике — это философия, а не публицистика?
Мне кажется, философия здесь понимается как критика привычных, «вульгарных» представлений о происходящем и попытка найти глубинную логику событий. Когда дело доходит до революции, точнее, до наших протестов и революционных настроений, в роли глубинной структуры, определяющей логику событий, выступают привычные схемы социальных взаимодействий.
Так, Виталий Куренной жестко иронизирует над прекраснодушием наших «протестантов», считая, что их действия направляются не политической логикой, а психологической — потребностью в эмоциональной встряске и романтическим протестом против всеобщего отчуждения. Психологию же формируют схемы социальных взаимодействий — так, привычка к потребительскому выбору в супермаркете задает представление о необходимости честных выборов. Контракты автострахования сформировали у населения привычку соблюдать контракт — вот оно и ждет, что власти тоже будут соблюдать взятые на себя обязательства. Вину за поляризацию общества Куренной возлагает не на Facebook, а на сайт Госуслуги.ру, давший онлайновой части общества привилегии (возжаждав привилегий, я тоже посетил сайт, но не впечатлился — его явно создавали офлайновые люди).
Статьи, посвященные «Южному парку», сводят поверхностные шутки его героев к глубинным политическим интенциям его создателей-либертарианцев. Мое отношение к этому мультфильму лучше всего отражает название одной из статей: «Это уже было в “Симпсонах”». Кстати, оказалось, «Симпсоны» в США воспринимаются как оплот семейных ценностей и умеренно-консервативного мировоззрения, так что недавний запрет на нашем телевидении встроенного в мультсериал шоу «Щекотки и Царапки» — это удар по семейным ценностям (и правда, мы всей семьей над ним хохочем). Но не будем о грустном, лучше утешимся философией.
«Логос» невероятно радует смелой игрой с поп-культурой и отзывчивостью вызовам времени — по-моему, такая отзывчивость гораздо ближе духу истинной философии, чем штудии академического сообщества, которое в советские времена строило стены из терминов для защиты от цензуры, а теперь прячется за ними от мира.
Философствование как критика «вульгарного понимания мира» и выявление его глубинной логики — занятие, имеющее давнюю традицию (так, Ницше сводил идеологические феномены к желанию властвовать, Маркс — к желанию обогащаться, Фрейд — к сексуальному желанию). Главное тут — не впадать в «эпистемологическое самодовольство», как выразился один из авторов, то есть считать свои реконструкции не единственно истинной логикой событий, а лишь еще одной логикой, тоже влияющей на происходящее.
Андрей Константинов