– Некоторые крупные продвинутые автомобильные компании решили, что им достаточно, чтобы в блоге мелькал их бренд. Они придумывают какой-то информационный повод: например, поездка в Белоруссию на завод, который делает тягачи, зовут туда блогеров. Их условие – вы пишете об этом событии, и где-то в репортаже мелькает их машинка. Читатель видит ее, и если она привлекает его внимание, нравится ему, то он сам пойдет рыться в интернете и найдет всю информацию про нее. Вот такая форма взаимодействия кажется мне наиболее интересной и цивилизованной – просто мелькать брендом.
– Каждый человек может стать блогером. В какой момент он становится интересным рекламодателю?
– По опыту – когда у тебя от трех тысяч друзей. Причем никого не интересует, настоящие они или накрученные искусственно. Или когда ты в первой сотне рейтинга блогов. Агентствам ведь предстоит отчитываться перед начальством: мол, смотрите – этот блогер в десятке, и он о вас написал. Это же считается круто.
– У тебя сейчас почти десять тысяч друзей – как ты их приобрел?
– Я начал вести блог ради интереса, но через полгода у меня закончились все истории, которые со мной случались в жизни. Что делать? Я решил, что вокруг происходит много всего интересного, надо только поискать. Так и оказалось на самом деле. Я стал делать различные репортажи. Но друзей у меня было мало, и тогда я начал френдить людей списками. Существует механизм – ты добавляешь по 200 человек в день, они тебя френдят в ответ. Ты потом кого-то выкидываешь, добавляешь кого-то еще и так далее. Таким образом я за месяц нагнал первую аудиторию – две тысячи человек.
– Не очень-то честно…
– На самом деле мне не стыдно. Во-первых, такая схема разрешена администрацией ЖЖ. Во-вторых, это похоже на бесплатный разброс газет в почтовые ящики. Я всего лишь обращал на себя внимание. Затем я зарегистрировал свой блог как СМИ, тоже в основном ради рекламы. И не ошибся – это стало бомбой. В тот день, когда я объявил об этом общественности, я давал одновременно три интервью – одно по телефону, два – по ICQ.
– Рекламодатели обращаются к блогерам – значит, признают их влияние на аудиторию. Вот и Дмитрий Медведев на Мировом политическом форуме отметил интернет как новую форму демократии. Ты согласен?
– Я считаю, что власть блогосферы преувеличена. Да, была история с рындой, была история с Химкинским лесом и еще какие-то, когда власти услышали, отреагировали. И все гордятся: мы блогеры, мы влияем на власть. Но этих побед ничтожно мало. Да и вообще я считаю, что однажды власть может просто перестать обращать внимание на интернет, когда сочтет это нужным.
– Тогда давай вернемся к содержанию блогов. Чтобы приобретенные тобой френды остались с тобой, нужно быть интересным. Недавно кто-то очень точно объяснил высокий рейтинг блога teh-nomad: нужно постоянно ругать Путина, РПЦ, чеченцев и собачников и будешь популярным. Ты согласен?
– Это все не причины, да и популярности никакой у таких ребят нет на самом деле. У них искусственно накрученные рейтинги. Я иногда жалею, что не сделал карьеру программиста, потому что можно накрутить себе какой угодно рейтинг, если понять принцип его создания. Именно поэтому Яндекс и отказался публиковать у себя топ блогов – слишком многие стали поступать нечестно.
– А ты сам чем интересен читателям?
– Тем, что я считаю, что вокруг происходит миллион интересного. Бой подушками, пускание мыльных пузырей, какая-то необычная политическая акция – это все интересно. Мне всегда говорят: вы живете такой яркой жизнью! Да, это так, потому что я стараюсь смотреть на мир открытыми глазами. Вот даже в Ярославль приехал и сразу заметил прикольную штуку…
– Какую?
– В центре есть вывеска «Ломбард» и «Интимные штучки». Наверняка это разные заведения, но вывески вместе висят. Забавно. И таких вещей, которые вроде на виду, но никто их не замечает, много. И когда опубликуешь их в блоге, все удивляются. На самом деле нужно просто не лениться искать, и всегда где угодно найдется что-то интересное.
5 вещей, удививших Сергея Мухамедова
Вы знаете, что синяя краска – самая дорогая? У меня дочка рисует, и я часто покупаю ей краски. Так вот даже если краски одной фирмы, в одинаковых тюбиках, то синяя всегда стоит дороже. Почему? Так повелось еще издавна.
Второй язык, на котором написаны российские автомобильные права, – французский. Почему не на каком-то другом языке? Непонятно. У меня есть права, а с французским проблемы – я его учил до шестого класса, но, к сожалению, кроме «шерше ля фам» почти ничего не знаю.
Все думают – чтобы стать популярным в интернете, нужно регулярно и интересно писать. Тогда тебя все будут читать, и ты станешь известным блогером. Я тоже так думал и был поражен, когда понял, что это не так. На самом деле вести подобным образом дневник – это все равно, что писать в стол. Я, например, с таким подходом набрал всего 35 друзей за год. И решил: не, не катит!
Удивился, когда узнал, что Ярославлю 1000 лет. Об этом я впервые услышал в машине, когда сюда ехал, а до этого и не знал. Вообще, мне кажется, есть в этом некоторая неполиткорректность, что ваш город старше Москвы, надо срочно привлечь историков и исправить это.
Можно ездить по миру за чужие деньги. Надо только убедить заинтересованных лиц, что ты сделаешь хороший репортаж. Так я попал в революционную Киргизию. Узнал в интернете, что там случилось, и сказал своему другу: мол, поехали. Он спрашивает: на какие шиши? И мы стали искать тех, кто мог бы отправить нас в Киргизию как журналистов, тем более что оттуда новости почти не поступали – был перекрыт интернет, и люди даже не знали, что происходит на соседней улице. Но все-таки нашли информагентства, которые оплатили нам билеты. В Киргизии мы посетили разгромленные квартиры, офисы, беседовали с мародерами. В общем, увидели революцию изнутри. Интересно же! Потом таким же способом и в Ираке побывали.
На самом деле популярным блогерам очень здорово живется сегодня. Мы в принципе ни за что не платим. Мы не покупаем телефоны, не платим за кино. Это потому что сейчас большая волна спроса на наши услуги: нам что-то дают бесплатно, чтобы мы потом об этом написали.
Екатерина АБРАМОВА
"Ярославский Регион"