Уже не игры

Программисты давно нашли путь в параллельные миры.

Чтобы на полную катушку запустить самую новую игру из "тяжелых" серий, нужно свежее "железо". 

Пока ученые разбираются с «теорией струн» и ловят бозон Хиггса, пока любители тайн и загадок разыскивают неопубликованные работы Альберта Эйнштейна и ищут доказательства эксперимента на эсминце «Элдридж», программисты уже давно открыли дверь в параллельную вселенную. Объединившись в своих стремлениях, производители игровых программ с одной стороны и гиганты «железной» индустрии – с другой методично атакуют рынок и карманы покупателей путем выпуска все новых и все более совершенных продуктов.

Согласно статистике организации PC Gaming Alliance, в мире насчитывается 350 млн. активных геймеров, то есть людей, которые играют не от случая к случаю, постоянно обновляют аппаратные средства и покупают новые игры. Как ни стараются производители игровых консолей (ТВ-приставок), но подавляющее большинство игр продается для персональных компьютеров. Они занимают 69% рынка, тогда как наиболее успешные консоли Sony – лишь 13%. В 2011 году производители игр заработали 18,6 млрд. долл. В 2012 году аппаратных компонентов для игр было продано на 23,6 млрд. долл.

Какая конфигурация персонального компьютера самая дорогая? Так вот, самые дорогие компы – игровые. Одна только видеокарта по цене может составлять половину стоимости покупки, потому что именно GPU – один из основных компонентов, которые используют игровые программы.

Последние 10 лет специально под определенные игры выпускают уникальные манипуляторы – рули, штурвалы, джойстики, геймерские клавиатуры и мыши. Например, комплект средств управления для игры в авиасимулятор гражданского самолета может стоить около 1 тыс. долл. Самые серьезные, продвинутые и красивые игры пишутся под платформу PC, а настоящие геймеры предпочитают собирать системные блоки самостоятельно. Аппарат с открытой архитектурой можно обновлять частями, что несколько удешевляет процесс гонки за новинками. Также практически все новейшие игровые программы предполагают многопользовательский интерфейс, учитывая развитие локальных сетей и Интернета.

Было время, когда некоторые компании подозревались в сговоре: производители игр якобы специально завышают требования для компьютеров, чтобы геймеры постоянно обновляли свои машины. Но факт остается фактом: чтобы на полную катушку запустить самую новую игру из «тяжелых» серий, нужно свежее «железо», иначе придется урезать возможности отображения игры. К «тяжелым» играм относятся все симуляторы реальности, как локальные (типа гонок), так и общие, включая симуляторы целых миров.

«Тяжелые» игры порождают «тяжелые» последствия для игроков, их бюджета и психики. Несмотря на то что по всему миру кричат о том, что игромания – недуг XXI века, реально сдвинутых геймеров на самом деле не так много. Гораздо больше тех, кто играет часто и увлеченно, но не пренебрегает реальным миром. Именно на эту категорию людей в возрасте примерно от 10 до 25 лет и делают ставку производители. Это – если говорить о серьезных игроках.

Но есть еще менее увлеченная категория, так называемый планктон, которого не интересуют графика высокого разрешения и убойные спецэффекты. Увеличение скорости передачи данных в Интернете породили легкие игрушки, которым вообще не требуется инсталляция: в них можно играть прямо в браузере. Ядро программы предоставляется бесплатно, но, чтобы играть в полную силу, нужно постоянно что-то приобретать, оплачивая покупки реальными деньгами. Легкое развлечение в минуту досуга может серьезно затянуть и порядком почистить кошелек, если вовремя не остановиться в стремлении пройти на уровень выше.

Уход от реальности становится все более разнообразным и доступным, тем более что окружающая действительность удовлетворяет далеко не всех. Имея более простой способ изменения реальности, чтобы получить удовольствие от жизни, не обязательно выходить на улицу с плакатом, достаточно нажать play, и ты – на высоте.

Геймер – он и в автомобиле геймер. 

Фото предоставлено пресс-службой Intel

Последние достижения техники проникновения в сознание делают игры по эмоциям все более приближенными к реальным ощущениям. Хотя что такое реальные ощущения? И вообще, где он, этот реальный мир? По умолчанию это тот мир, в котором обитают наши тела, но сейчас появились признаки того, что реальность может быть не связана с существованием тела. Вероятно, поэтому настоящий геймер не очень следит за тем, как он представлен в реальности: одежда, поведение. Но он придает огромное значение тому, кто он в мире виртуальном. А больной геймер вообще оставляет свое тело жить только для того, чтобы мозг мог воспринимать поступающую с монитора информацию.

О приближении к натуральности ощущений могу судить по автомобильным симуляторам. Одно время я сам участвовал в «гонках» за играми: выходит, скажем, новый Need For Speed – бегу за новым «железом». Сейчас нет-нет, да посижу часок за управлением автомобилем или самолетом, но за апгрейдом для компа уже не бегу, хотя иногда подмывает выкинуть «старое» трехлетнее «железо» и купить новое.

Поэтому я вполне могу понять людей, стоявших в очереди на выставке «Игромир-2012», чтобы посмотреть и хоть немного поиграть в игры, которые только готовятся к появлению на рынке. Такого средоточия одинаково одетых молодых людей – парней в основном – я не видел давно. Их объединяет одно – страсть к играм. И это не «Тетрис». Подавляющее большинство современных продвинутых игр связано с насилием в той или иной степени. О полезности этих программ можно спорить, но это просто факт, реальность. Почему-то на выставке я не встретил компаний, которые, выставив 40–50 соединенных в сеть компьютеров, предлагали поиграть, например, в баскетбол. Предлагалась много способов убийства на любой вкус. И эти павильоны были основным местом притяжения публики.

Однако не все так плохо. Производители ТВ-приставок (консолей) предложили на выставке более широкий спектр программ для самых разных возрастов. Но налицо, кажется, кризис сценариев для игр. С жанрами понятно, но не совсем ясно, почему вторую жизнь получили герои и игры, придуманные еще в середине 90-х годов прошлого века.

И еще один любопытный факт. Просто наблюдение как по жизни, так и на выставке. Самые активные геймеры – представители мужского пола. Производители это учитывают, и поэтому мы имеем то, что имеем: танки, пушки, ракеты, автомобили, самолеты. Пожалуй, единственный успешный проект в игромире, который привлек женскую половину населения, это Sims. Но это и все. Нет спроса, нет и предложения. Может быть, женщины большие реалисты?

Роман Смирнов - шеф-редактор "НГ-оnline".

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе