Великая игра России

Не так давно онлайн-экшн World of Tanks, разработанный в Минске, достиг рубежа в миллион подписчиков из стран СНГ. Суть World of Tanks проста: игроки подключаются к серверу, получают танки, делятся на две команды по пятнадцать человек и до одурения палят друг в друга. Затем по результатам боя получают игровые деньги и очки опыта, которые тратят покупку новых, еще более мощных танков, стремясь заполучить в свои руки мечту всякого танкиста – чудовищный немецкий "Маус" или не менее чудовищный советский "ИС-7".

По мере усовершенствования танков совершенствуется и стиль игры – если новички сражаются в формате куча-мала, беспорядочно носясь по уровню и паля друг в друга как сумасшедшие, то более серьезные игроки координируют свои действия, назначают участки обороны, составляют планы наступления, применяют все более и более изощренную тактику боя. Со временем многие из них специализируются – кто-то начинает играть за артподдержку, кто-то – за противотанковые установки, кто-то – за средние, тяжелые или легкие стальные гробы.

Самые увлеченные образуют кланы и роты – постоянные сообщества игроков, сражающихся вместе, умирающих вместе и общающихся друг с другом по голосовой связи до, во время, после, а также зачастую и вместо боя. Стандартный ритуал перед боем – перекличка новобранцев роты, кто, откуда, какой возраст, как зовут. И вот тут начинается самое интересное... да что там, невероятное.

Привыкнув к разрушенному и с каждым днем все более сжимающемуся под напором пришельцев (как политико-культурных, так и трудово-нелегальных) русскому миру, воспринимая этот Мир в основном как центральную Россию, теряешься, услышав голос человека с Сахалина. Который просит говорить в микрофон потише: у них там глубокая ночь, ребенок спит. К сахалинцу присоединяется сибиряк, радующийся теплой зиме, вслед за ним возникает русский казахстанец, высказывающий опасения по поводу соседней Киргизии. К диалогу подключаются украинец, белорус и даже самый настоящий таджик.

Но самое интересное начинается во время боя. Русские и нерусские с территорий и из государств, уже двадцать лет как отпавших, отмерших, ртами своих властей громко, грозно, торжествующе ненавидящих Россию, внезапно сплачиваются в единую монолитную команду, дружно убивающую врагов на легендарных Т-34, как в лучшие дни Второй мировой. Распавшееся, разбежавшееся советско-российско-имперское пространство на глазах сшивается, собирается заново, объединенное мощным игровым моментом. Творится немыслимое – человек с тяжелым кавказским акцентом вежливо интересуется у игрока Valhalla88, заняла ли его арт-установка позицию и ехать ли ему, кавказцу, вперед на разведку. Украинский, с мощным южным говорком, "КВ-3" бросается вперед, заслоняя железной грудью подбитого русского товарища, узбекский и белорусский ПТ вместе координируют свои действия, перемежая целеуказание непонятными диалектными словечками, десятилетний хабаровчанин радостно орет от удачного попадания в унисон с сорокалетним мужиком откуда-то из-под Новосибирска, а затем также в унисон досадует, когда вражеская команда все-таки берет верх.

Люди, у которых, казалось бы, нет и не может быть ничего общего, кроме языка, будучи помещенными в правильное игровое окружение моментально воссоздают ту свирепую имперскую общность, которую мы за последние двадцать лет, казалось бы, безвозвратно потеряли. Взаимовыручка, взаимопомощь, героизм, яростный драматизм финальных моментов боя, когда вся команда волнуется за единственного оставшегося в живых участника, пополам с "Почему ты уже спать уходишь? А, прости, забыл про разницу в девять часов" создают эйфорическое, потрясающе духоподъемное ощущение единства русского мира, его возрождения сквозь границы, сквозь политические, экономические и насильно насаждаемые культурные барьеры. Русский логос, русский смысл, бившейся в сердце нашей страны последние столетия, восстает из пепла и, слушая отборный танкистский мат в эфире, сложно отделаться от мысли, что точно также крыли по матери фашистов наши деды на Курской дуге и у Прохоровки (тем более, что тут и уровень такой есть – "Прохоровка").

Заваленное бюрократической пошлостью, задавленное бесконечным бессмысленным мычанием про дружбу народов, многонациональное единство, имперское единство, русское единство нашло себе путь с черного хода, прошмыгнув в самый популярный, самый востребованный, самый высокотехнологичный медиум – компьютерные игры. А ведь World of Tanks еще даже не вышел, это лишь бета-версия, и миллион постсоветских (новорусских, новороссийских?) подписчиков – лишь начало, лишь робкий старт. Страшно представить, что будет, когда игра выйдет на пиковую популярность. И еще страшнее представить, что случится, когда эта популярность схлынет - даже САмые прекрасные игропроекты имеют свой жизненный цикл и рано или поздно он заканчивается…

Если у российской власти есть хоть малейшая толика здравого смысла, хоть малейшая внешнеполитическая амбиция и хоть мельчайшее желание создать действительно единое, многонациональное, сплоченное, спаянное общество и не оказаться при этом в технологических аутсайдерах, то оно должно учитывать – в библиотеку за год заходит меньше людей, чем за день на игровой сервер. В России просто обязательно должно появиться Государственное агентство по компьютерным играм. Необходимо бросить всю нашу нефтегазовую мощь на проектирование и воплощение в металле десятков игровых проектов самых разных жанров и направлений, служащих одной цели – сплочению людей и воссозданию русско-имперского смыслового пространства. Никому не нужны замшелые телепередачи и прочие средства общественного воздействия из арсенала полувековой данности. Люди добровольно платят сотни, тысячи рублей за то, чтобы идти с чеченцами и белорусами в разведку. Так дайте им эту возможность, иначе слова о модернизационной инновации окажутся лишь дуновением ветра на заброшенной стройке.

Вывод русской игровой индустрии на мировой уровень, безраздельное доминирование на постсоветском, затем восточноевропейском, европейском и, наконец, американском рынках – вот задача номер один для наших патриотических олигархов и для наших великодержавных силовиков. Великая русская литература у нас уже была. В XXI веке настало время для великих русских компьютерных игр.

Егор Просвирнин

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе