Гаагский трибунал близок к финалу

Экс-прокурор МТБЮ раскрыл детали его работы в интервью “МК”

Вчера Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге предъявил очередные обвинения бывшему президенту Республики Сербской Радовану Караджичу. В последнее время название этого судебного органа снова стало появляться в СМИ с завидной регулярностью. Спустя почти три года затишья, в которое погрузился суд после загадочной смерти своего главного заключенного — Слободана Милошевича, — в его стенах снова идет громкий процесс. Вот только это дело скорее всего станет для суда последним, и от его исхода должно зависеть, каким трибунал войдет в мировую историю. 

Об особенностях внутренней кухни МТБЮ “МК” рассказал его бывший прокурор — наш соотечественник Василий ПОРЫВАЕВ.

— Как вы попали на работу в Гаагский трибунал? 

— В 1996 году, после долгого процесса отбора и собеседований, меня наконец пригласили работать в Гаагу. Я считал это за высокую честь. В рамках своих обязательств я вел дела о военных преступлениях, совершенных на территории бывшей Югославии начиная с 1991 года, собирал информацию, проводил допросы, составлял обвинительные акты... За время работы я смог полностью завершить лишь одно дело, второй процесс остался незаконченным. Это говорит о том, с какой тщательностью мы подходили к разбору преступлений до того, как все изменилось...

— Что вы имеете в виду? 

— Атмосфера в трибунале кардинально поменялась после того, как все узнали о скором закрытии — оно намечено на 2010 год. Чтобы успеть завершить процессы к установленному сроку, из них стали убираться целые эпизоды, причем не самые безобидные. Допустим, в какой-то деревне было казнено 13 человек, и вдруг об этом просто решают забыть, заявляя, что не хватает времени доказать это. Так же скорее всего произойдет и с делом Караджича. А незавершенные дела передадут в местные юрисдикции или же в специальный суд, который уже создан в Боснии и Герцеговине. Он тоже специализируется на военных преступлениях.

— Но ведь существует определенный порядок рассмотрения дел? 

— Теперь сами судьи стали вносить удобные для себя изменения, подстраивая свою работу под закрытие. В итоге мы сталкиваемся с совершенно несуразными вещами. Допустим, мы приглашаем свидетеля, который в течение долгого времени не мог решиться на участие в разбирательстве. И вот когда наконец он готов дать показания, мы, вместо того чтобы позволить ему подробно рассказать все, что относится к делу, сами “затыкаем ему рот”, разрешая говорить лишь в рамках тех эпизодов, которые не были вычеркнуты из дела.

— Уход председателя Карлы дель Понте тоже вызван общим упадочным настроением? 

— Карла, несмотря на международное лобби, отчаянно добивалась выдачи Караджича. Она идейный человек, и, думаю, ей тоже не нравилось то, что происходит сейчас в суде...

— А новые дела трибунал будет начинать? 

— Нет. Мандат на ведение новых следствий не продлен.

— То есть, если бы Караджича не арестовали в августе прошлого года, его дела могло бы и не быть? 

— Нет, следствие по делу Караджича существовало уже давно, и единственное, что чисто теоретически могло бы освободить его от ответственности, — закрытие трибунала.

— Каким, по-вашему, будет дело против него? 

— Думаю, процесс будет нелегким и длительным. Как и Милошевич, Караджич отказывается от защиты и хочет сам представлять свои интересы. Это все усложняет. Лично мне хотелось бы, чтобы хотя бы на этот раз удалось довести процесс до конца и установить, виновен подсудимый или нет...

— А какое наказание его может ждать? 

— Как известно, трибунал не вправе выносить смертный приговор. А значит, крайняя мера, которая может грозить Караджичу, — это пожизненное заключение. Однажды такое решение уже было вынесено — в отношении генерала Станислава Галича.

— Гаагский трибунал часто обвиняют в политической ангажированности. Насколько это обоснованно? 

— Другого и ожидать нельзя, принимая во внимание, когда и кем он создавался. 1993 год — самый разгар войны на Балканах. Решения СБ ООН, где активную роль играли США, только подливали масла в огонь. Ничего удивительного, что в созданном под эгидой Совбеза ООН МТБЮ всегда существовало преобладание американских специалистов.

Отсюда и сформировавшаяся тенденция, согласно которой под суд идут совершенно определенные фигуры (например, Милошевич), в то время как на других трибунал просто закрывает глаза. Где, скажем, все тот же президент Хорватии Туджман, который оказал огромное влияние на начало и исход войны на Балканах? Эта личность по политическим причинам находится за бортом следственного процесса.

— Да и само дело Милошевича не лишено странностей... 

— Процесс действительно был непростым, поскольку на Слободана “навесили” сразу все преступления, совершенные в Югославии во время его правления. Это и события 1992—1993 гг. плюс события в Косове, непосредственно предшествовавшие его аресту и преданию суду. Затрудняло дело и то, что, как я уже сказал, он отказался от защиты, хотя у него был назначенный судом помощник. Конечно, Милошевич сам был юристом по образованию, но ведь он не практиковал. Поэтому процесс шел мучительно долго. Да еще его обострившаяся болезнь мешала. Он подолгу физически не мог участвовать в слушаниях...

— В кулуарах трибунала не обсуждалась версия убийства Милошевича? 

— У меня нет сомнений в том, что это не было ни убийством, ни доведением до самоубийства.

— А что касается версии о том, что его могли специально “недолечить”? 

— Ему оказывалась вся необходимая по условиям содержания в заключении медпомощь. Известно, что он просил направить его на обследование в РФ. Но трибунал такого решения не принял. Не думаю, что в этом мог быть злой умысел.

— А каковы условия содержания в гаагских застенках? 

— Я бы сказал, что сама тюрьма очень высокой категории. Ее уровень на порядок выше уровня тюрем даже в самых развитых странах. У подсудимых есть условия для нормального отдыха, для изучения материалов, общения с адвокатами и близкими. Никто их там не изнуряет тяжелой работой и голодом не морит. Но, сами понимаете, любая клетка, хоть и золотая, не перестает быть клеткой...

Инга Кумскова

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе