Итальянский Нюрнберг

Почему тень гитлеризма до сих пор раскалывает Европу?

Итальянский обвинитель Марко де Паолис: "За три часа город превратили в братскую могилу"

12 августа 1944 года отступающие с Апеннин гитлеровцы потопили в крови тосканскую деревушку Сант-Анна. 560 мирных жителей, в том числе 120 детей, были расстреляны из пулеметов на центральной площади. Более полувека память об этом преступлении жила лишь в сердцах жителей Тосканы, потомков тех, кому удалось выжить. Лишь в 2005 году убийц назвали поименно. Десять бывших офицеров СС были приговорены итальянским судом. Восемь из них живут и поныне. На свободе... Под охраной германских законов. "Известия" провели собственное расследование этой скандальной истории, отравляющей отношения двух ключевых государств Евросоюза - Германии и Италии.

В субботу 12 августа 1944 года, на рассвете в окутанной дымкой Сант-Анне появились зловещие серые мундиры: от 200 до 250 эсэсовцев взобрались по горным тропам. На их лицах была злость и ненависть к "пособникам сопротивления". Даже в детях они видели врагов. Среди расстрелянных в Сант-Анне (их имена высечены на мемориальной стене) Паоло (5 лет), Мариза (12 лет), Мария (3 месяца) и еще десятки малышей, некоторым из которых не было и месяца от роду.

Применяя тактику выжженной земли, гитлеровцы отсекли Север Италии так называемой "Линией готов", к которой с юга уже подступали войска союзников. И здесь нет ни одного города или деревни, где скромные мемориалы не напоминали бы о жертвах. Марцаботто - 800 человек, Сан Теренцо - 350, Падуле ди Фуккеччио - 180...

Как ни жутко звучит, но история Сант-Анны - одна из многих. И все же именно на ней замкнулись странные противоречия между гуманизмом и политикой. Уже через несколько дней, в конце августа 1944-го союзники освободили Тоскану. По следам трагедии сразу же пошли британские и американские военные следователи, посылавшие отчеты о "сожженных домах" и "многочисленных костях женщин и маленьких детей". В деле сразу же появилось имя: Герхард Зоммер.

В 1946 году материалы дела были переданы итальянским властям. Но... Рим предпочел замять дело. Причина - начавшаяся "холодная война". Портить отношения с новой союзницей Запада - Германией - итальянцы не захотели. В 1960-м дело окончательно затерялось в архивах. Конечно, каждый год 12 августа в Сант-Анне проводились дни траура, министры возлагали венки и проливали скупую слезу, глядя на детские лица, невинно глядящие с мемориальной стены. Но правда оставалась скрытой, а преступники - безнаказанными.

В 1994 году в Риме, в одном из шкафов военного трибунала чуть ли не случайно было обнаружено 695 пыльных томов, в которых было все: имена убийц, свидетельства расстрелов. Пресса разнесла скандальную весть, и власти были вынуждены реагировать. Военный трибунал в городе Специя вынес приговоры по 214 делам, среди которых и расстрел в Сант-Анне. Следователям удалось выяснить: там зверствовал 35-й полк 16-й дивизии СС. 10 человек были названы поименно. Со всеми ними встретился Главный прокурор военной прокуратуры Вероны Марко де Паолис.

Один из фигурантов дела - Людвиг Геринг рассказал, что под страхом собственной смерти расстрелял из пулемета 25 женщин. Он даже согласился приехать на суд в Италию, но в последний момент отказался - по совету адвокатов. А Герхард Зоммер как заклинание повторял одну фразу: "приказ есть приказ". И даже тень раскаяния не мелькнула на его лице.

В 2005-м Зоммера и еще 9 бывших эсэсовцев суд Специи заочно приговорил к пожизненному заключению. Двое вскоре умерли. Восемь продолжают вести спокойную жизнь бюргеров в Германии. Некоторые даже пользуются особым уважением. Один из фигурантов дела Сант-Анны - Йозеф Шойнграбер - почетный гражданин города Оттобрюн, что под Мюнхеном, и заслуженный пожарный. И все же ему повезло меньше других. Пока он - единственный из кровавой десятки, кто предстал перед судом в Германии. Правда, не за Сант-Анну. 15 сентября начался суд по обвинению ныне 90-летнего Шойнграбера в убийстве 14 мирных жителей итальянской деревушки Фальцано ди Кортона 26 июня 1944-го. Против него дают показания 20 свидетелей.

Немецкий следователь Бернхард Хойслер: "Показаний очевидцев недостаточно"

Почему Германия не стремится свершить правосудие над фашистами, виновными в чудовищных преступлениях? Старший следователь прокуратуры Штутгарта Бернхард Хойслер в интервью "Известиям" заявил, что по-прежнему считает их вину недоказанной.

вопрос: Можете ли вы рассказать о подробностях проходившего в Италии процесса по делу о расстрелах в Сант-Анне?

ответ: На самом процессе я не присутствовал. Немецкие представители побывали на нем всего дважды. Первый раз - на зачитывании обвинения, а второй - когда в Италию из Германии привозили свидетеля. Я же работал лишь с материалами дела.

в: Что за свидетель?

о: Имя я назвать не могу, но скажу, что этот человек служил в одной из частей вермахта, которая побывала в той деревне. Он видел происходившее тогда своими глазами.

в: Почему события, произошедшие в Сант-Анне, решили расследовать только сейчас?

о: Об этом можно только догадываться. Как следует из бумаг, которые мы получили из Италии, сразу после войны американцы и англичане изъяли из немецких архивов все документы, в которых упоминалось о массовых расстрелах, в том числе о событиях в этой деревне. Однако в начале 90-х годов в Италии началось расследование. Изучение фактов, связанных с массовыми расстрелами мирных жителей, вела итальянская военная прокуратура.

в: Какие именно органы власти в ФРГ заблокировали выдачу осужденных итальянским судом немцев и почему?

о: По этому поводу я не могу ничего сказать, так как выдача германских граждан иностранным государствам находится в компетенции генеральной, а не региональной прокуратуры, в которой работаю я. Кроме того, экстрадиция производится только при наличии согласия осужденных иностранным судом немцев. Насколько я знаю, лица, которым итальянская сторона предъявила обвинение, не признали свою вину. Поэтому передача их Италии была опротестована.

в: Немецкие эксперты в области юстиции протестовали против решения итальянского суда, называя доказательства вины подсудимых недостаточными. Вы, как человек, знакомый с материалами дела, с этим согласны?

о: Нужно иметь в виду, что расследование и вынесение итогового решения судом происходило в соответствии с итальянскими правовыми нормами. С точки зрения немецкой юстиции улики, предъявленные в Италии коллегами в ходе слушаний дела, недостаточны для вынесения обвинительного заключения.

в: Какие именно пункты обвинения вы, как немецкий прокурор, считаете слабыми? 

о: К доказательству участия человека в убийстве немецкий закон подходит очень строго, так как в случае судебной ошибки невиновный человек может получить большой срок. Насколько я помню, у итальянской стороны к этому вопросу - более свободный подход. Это косвенно подтвердил и римский кассационный суд, который не отменил решение низшей инстанции и подтвердил правомочность вынесенного решения. Основными доказательствами стали рассказы очевидцев, которые не указывают на конкретных исполнителей преступлений.

в: Некоторые немецкие критики итальянской инициативы требуют оставить в покое пожилых немцев, участников тех событий, которым и так осталось недолго жить на этом свете. Как вы относитесь к таким высказываниям?

о: С точки зрения немецкого законодательства возраст преступника не имеет значения. Если вина человека доказана и он осужден, то в тюрьму он должен попасть в любом возрасте. Тем более убийца.

Ксения Фокина, Владимир Зибров Рим, Александр Собина Берлин

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе