Можно ли привлечь к ответственности главврача больницы, где обследовали Голунова?

Главный врач ГКБ № 71 Александр Мясников опубликовал в своем инстаграме пост об осмотре Ивана Голунова.
Фотография: Валерий Шарифулин/ТАСС


Врач сообщил факты о медицинском состоянии журналиста, а также рассказал о своей дружбе с Соловьевым и статусе доверенного лица Путина. «Афиша Daily» спросила медицинского юриста, можно ли привлечь Мясникова к ответственности.

61208287_432805680606940_6750456453170940560_n.jpg
Фото профиля alexander_myasnikov1
alexander_myasnikov1
Мне многие завидовали, говорили: какие у тебя на страничке адекватные подписчики! А вот вчера меня активно пытались в этом разубедить. Давно я не видел такого неприятия и откровенной злобы в комментариях. Сначала откровенно развлекался, отвечая тем, кому отвечать не надо в принципе, потом пошёл и принял душ. Всвязи с этим вопрос: если такой уровень неприятия, то может недовольные просто отпишутся? Я ведь не добрый и пушистый, я- сложивш личность. Наверно вы просто меня не знаете? Как-то я публиковал уже свой портрет, повторю сейчас:
1. Я доверенное лицо ВВ Путина. Не по обязанности, а по убеждению. Мне нравиться этот человек, я считаю правильным то, что он делает («а вы знаете другой способ управлять страной, населяемой героями Достоевского?!»). Я- за сильную сплоченную страну. 
2. Я доверенное лицо Собянина. Не по обязанности, а по убеждению. Мне нравится этот человек, его упорство и характер. И мне очень нравиться сегодн Москва. 
3. Я не демократ и не либерал! Для меня история СССР- не цепь несчастий, а предмет гордости за предков. 90-е считаю позором и предательством, Горбачёва и Ельцина-преступниками! 
4. Дружу с В. Соловьевым и разделяю большинство его взглядов. 
5. Регулярно принимаю малые (как правила) дозы алкоголя, люблю пиво. 
6. Люблю спорт и регулярно им занимаюсь. Штанга, бокс, борьба. Адреналинозависимый- пилотирую вертолёт, хожу в походы, горы... 7. Получаю много денег, но все трачу. Накоплений нет. Все уходит на путешествия, вертолёт и тому подобное. Квартира старая, 67 метров в доме 1946 года постройки. Дача в 100 км от Москвы, участок большой, но дом многие расценили бы как убогий. 
8. Сын родился во Франции в бытность моей работы там в Российском Посольстве. Студент Сорбонны, учится на фармацевта. Получил гражданство.Вернётся ли в Россию? Надеюсь. 
9. Люблю кошек, собак и вообще животных. Очень!
10. Могу быть злым, циничным, неуравновешенным. Но очень быстро отхожу! Не приемлю предательства. Есть «понятия», они для меня часто важнее «писанных» правил.
Если «портрет» получился не очень, то может не стоит оставаться на меня подписанными? Оставьте меня с моими, всем будет лучше.



Ольга Зиновьева
Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро, специализированного по медицинской деятельности «Адвокатская Группа ОНЕГИН»


Почему Голунова отвезли именно в ГКБ № 71?

Почему вообще Голунов оказался в ГКБ № 71, я не могу точно сказать, но, насколько я знаю, всех пациентов, которых госпитализируют из следственных изоляторов, отделов полиции, зданий суда, направляют в больницы по территориальному признаку. Во многом это решает и сама бригада скорой медицинской помощи: допустим, если подозревают закрытую черепно-мозговую травму и перелом ребер, как в случае с журналистом, отвозят туда, где есть возможность диагностики и того, и другого. Ничего умышленного, думаю, не было. Ивану Голунову просто не повезло.



Что нарушил Мясников?

Первое, что все увидели в посте Мясникова, а особенно те, кто имеет хоть какое‑то представление о правовом поле, регулирующем медицинскую деятельность, — нарушение им врачебной тайны. О недопустимости этого действия говорится в 13 статье Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Кроме того, высказавшись подобным образом о Голунове, врач нарушил нормы медицинской этики, соблюдение которой закреплено в 73 статье того же закона.

За пост, сделанный Мясниковым, предусмотрена еще и уголовная ответственность, зафиксированная в 137 статье Уголовного кодекса РФ, в которой говорится о незаконности распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную тайну без его согласия. Также в этой статье есть второй пункт: ответственность за деяние, совершенное лицом с использованием его служебного положения, а Мясникову результаты медобследования стали известны как раз в связи с тем, что он занимает должность главного врача. По данной статье судят крайне редко, но заявление о возбуждении уголовного дела писать, конечно, стоит.

Наконец, пост Мясникова нарушает право на охрану частной жизни, прописанное в Гражданском кодексе РФ и 23 статью Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни.

Александр Мясников заявил, что никак не сочувствует Голунову. В принципе, когда ты устанавливаешь, есть ли основания для госпитализации, подтвердились ли в результате обследования те или иные подозрения, являются ли они основанием для госпитализации, подход безусловно должен быть формальным. С другой стороны, для тебя пациент не хороший и не плохой, не преступник и не герой, ты лечишь его вне зависимости от его социального статуса, процессуального статуса, экономического положения, того, из какой среды он прибыл и в какую среду убудет. Дело в том, что врач сообщил массу сведений, которые не имеют отношение к публичному интересу. Вот для чего он написал, что Голунов не привит? Это то же самое, что сказать: «Вы знаете, вот у человека выявили ВИЧ-инфекцию, которая не имеет никакого отношения к его побоям, но я говорю просто для того, чтобы вы знали». Тот факт, что ты в курсе подноготной какой‑то резонансной истории, не дает тебе никакого права делать подобное.



Можно ли привлечь Мясникова к ответственности?

Я думаю, что с Мясниковым контракт заключался напрямую через Департамент здравоохранения города Москвы, и Департаменту также стоит обратить внимание на публикацию главного врача. Расторгнуть с ним трудовой договор будет сложно, так как, с точки зрения Трудового кодекса, действий, совершенных Мясниковым, недостаточно, но по крайней мере получить дисциплинарное взыскание он вполне может. Если Департамент останется в стороне, Голунов имеет право обратиться туда через адвокатов.

Для того, чтобы заработали следственные органы, необходимы сообщения в СМИ о публикации Мясникова, заявление самого пострадавшего или его представителей. Рядовой гражданин не сильно может повлиять на данную ситуацию, так как в принципе его права не нарушены.

Высока вероятность, что в случае общественного резонанса Мясников понесет ответственность по 137 статье УК РФ, главное — ковать железо, пока оно горячо. Я была на подобных прецедентах, обычно процесс кончался условным сроком и компенсацией морального вреда. И положение врача (Мясников является доверенным лицом Владимира Путина. — Прим.ред.) на этот факт никак не влияет. Наоборот, думаю, действующая власть не похвалит Мясникова за то, что он сделал. Если ты доверенное лицо, то должен быть вдвойне осторожен и не должен говорить глупости.

Конечно, Александр Мясников очень зря опубликовал свое суждение, причем, скорее всего, это было сделано бездумно и с одной целью — словить популярность. Врач ГКБ № 71 использовал достаточно беззащитное положение журналиста, который находится в очень уязвимой ситуации и который не в состоянии сейчас себя защитить. А когда врач пиарится за счет ограниченного в своих действиях пациента — это низко. Если бы Мясников не высказался, я думаю, что доверия к тому заключению, которое выдало Голунову медицинское учреждение, было бы гораздо больше. Но, естественно, сейчас никто не верит в слова Мясникова.

Автор
Эллина Оруджева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе