Роман Рябцев: "Импортозамещение "Евровидения" - смешная блажь"

Это даже на фестиваль в Сопоте не потянет.


Со времени проведения конкурса «Евровидение» прошло уже достаточно времени, чтобы ехидно подвести еще один итог и сделать прогнозов немножко. Даже не прогнозов, скорее — констатировать неизбежное: не видать нам конкурсов, подобных «Евровидению», несмотря на усердное надувание щек всевозможными блаженными инициаторами, грозящимися, как в два пальца свистнуть, сварганить наш скрепный «ответ Чемберлену»…


Как все знают, Россию (не без некоторой доли патетики) от «Евровидения» отстранили. Конечно же, журналисты (не все, но та масса, что дует в одну дуду согласно направлению главного флюгера) и некоторые медийные личности тут же извергли в пространство тонны пафосных возмущенных заявлений, одновременно содержащих обиду за то, что не позвали, и в то же время шапкозакидательские посылы всего этого конкурса по известному адресу. Мол, и без этой, тут же ставшей для них «европомойкой», проживем, не больно-то и хотелось! Все равно этот конкурс давно не музыкальный, а политический и все такое прочее...

По идее, после объявления итогов всем бы этим деятелям стоило бы промолчать (ну вы же уже объявили во всеуслышание, что на сей конкурс вам плевать с высокой колокольни!), ан нет. У некоторых, видимо, особо морально пострадавших, страсти полыхнули с новой силой, да такой, что монитор подгорал, пока я читал это!

Громче всех почему-то бушевал Иосиф Пригожин (я так и не понял, в чем конкретно его интересы были задеты отменой «Евровидения» для России, ну да ладно). Кроме традиционного «конкурс давно себя изжил!» он озвучил идею, к которой тут же присоединились Лариса Долина, Николай Басков и (ну а как же без него!) самопровозглашенный Главный Дежурный по «Евровидению» Филипп Киркоров. А идея такова: Пригожин предложил создать российский аналог «Евровидения». При этом он отметил, что готов сделать свой конкурс — мол, у него есть опыт в делах такого рода. Сослался при этом почему-то на «Золотой граммофон», который даже в горячечном бреду назвать конкурсом невозможно — обычная премия радиостанции.

Ну, океюшки: начнем с того, что «изживший себя конкурс» — международный, для начала. Каким образом вы собираетесь обеспечить эту самую международность? За счет Беларуси, Казахстана, Узбекистана... кого еще? Или ким-поп из Северной Кореи привезете? Нет, ребятушки, это даже на фестиваль песен соцлагеря «Интервидение» в польском Сопоте не потянет — помните, был такой, и, кстати, придуманный именно как противовес буржузно-загнивающему «Евровидению», хотя именно западные звезды вроде Boney M, Чака Берри, Шарля Азнавура, Таниты Тикарам, Энни Леннокс и др. плюс наша Алла Пугачева были там самыми желанными гостями. В текущей политической ситуации громко кидаться заявлениями про альтернативный международный конкурс даже товарищ Бендер в Нью-Васюках не планировал…

Кстати, попытки сделать что-то подобное уже были, например, конкурс «Пять звезд» (помните и такой?) еще на стыке нулевых и десятых годов. Тоже громко декларировались «расширение географии конкурса и возрождение традиций музыкального фестиваля «Интервидение»» и прочее громадье планов. Даже визуализацию в виде табло голосования слямзили у «Евросонга», вместе с жюри, и телевоутингом, и странами с флажками. По факту же все оказалось третьесортным мотелем ранга одной звезды в лучшем случае. Ни для одной музыкальной звезды сей конкурс так и не стал трамплином. А на странице фестиваля в соцсетях до сих пор аж целых 362 подписчика — мегауспех, я считаю! Но наступание на те же грабли, как известно, одна из излюбленных национальных забав, так что...

К тому же давно существует музыкальная институция «Новая волна», часто напрямую ассоциируемая с «Евровидением» на местный манер и давно и мотивированно занявшая в этой нише вполне заметное место. Тоже, кстати, переживает не лучшие времена в связи с известными обстоятельствами, и на этом фоне зуд «энтузиастов» изобрести очередной велосипед вызывает только ухмылку сарказма, поскольку и старый-то починить теперь — большая проблема.

На словах все выглядит красиво: да, талантов в стране выше крыши, да, конкурсы для их выявления и продвижения необходимы… Только вот у меня как у музыканта и участвовавшего в конкурсах, и неоднократно сидевшего в жюри оных, есть несколько жирных «но». Как в свое время отлил в граните Виктор Степанович Черномырдин: «Какую партию ни строим — все КПСС получается». После конкурса «Утренняя звезда», в котором я участвовал 32 года назад, у меня полное ощущение, что совершенно ничего за эти годы не изменилось.

Абсолютно все конкурсы или фестивали, которые у нас пытались проводить, имеют своей основной целью не нахождение и искреннюю поддержку новых талантов, а продвижение «своих», подконтрольных тем или иным медиаструктурам артистов. И за 30 с лишним лет так и не появилось ни одного мероприятия, на котором бы победители выбирались честным и прозрачным голосованием ЗРИТЕЛЕЙ. Жюри, состоящие из «профессионалов и уважаемых людей», — вот кто решает судьбу начинающего артиста. Смотрим на состав этого самого «Политбюро уважаемых», прочно застолбивших медиапространство… и вывод однозначен: какой бы конкурс ни пытались сделать — получатся «Песня года» с «Золотым граммофоном».

Ну не смогут условные Басков и Долина объективно и по достоинству оценить, скажем, рэперов или электронщиков — не «их» это музыка абсолютно. Так же как я, заседая в начале нулевых в жюри одного конкурса, совершенно не мог объективно оценивать выступления исполнителей бардовской песни: ну не перевариваю я изгибы гитары желтой и лыжи, стоящие у печки, хоть ты тресни! В нюансах этого жанра совершенно не разбираюсь, так что я тогда сказал коллегам по жюри: буду всем бардам автоматически ставить «четверки», чтоб никого не обидеть, ага? А любители КСП из жюри ставили аналогичные оценки рокерам и эстрадникам автоматом. Объективно? Нет, конечно...

И уж спеть песню авторства члена жюри — вполне узаконенное читерство на российских конкурсах. И артисты этим совершенно не гнушаются, еще один жирный «минус» к объективности. А уж про мощную коррупционную составляющую российских музыкальных «состязаний» и говорить не приходится. Так смешно и грустно одновременно читать в Сети обсуждения того или иного этапа очередного телешоу… Какие нешуточные споры и баталии происходят среди фанатов: почему член жюри поставил такую оценку, как же так, неужели он не видит и не слышит, как это было круто?! А тебе просто бывшие участники этого якобы «конкурса» давно уже слили информацию: сколько и какая оценка стоит на каждом этапе данного балагана. И как же противно осознавать то, насколько цинично обманывают телезрителей...

Ну и, конечно, еще один жирный гвоздь в крышку гроба иллюзий по поводу этих «конкурсов» вобью. Практически никому (в процентном соотношении к общему числу) из победителей этих бесконечных шоу они ничего не принесли в плане закрепления на (как у нас любят говорить) «музыкальном олимпе». Победит очередной артист, даст несколько интервью о том, как он упорно шел к первому месту... И тишина-а-а… И только на провинциальных днях города порой мелькнет лицо этого победителя. Исключения составляют кто? Правильно! Те, кто подписал продюсерский контракт. С кем? Правильно — с одним из членов судившего конкурс жюри! (как же не хватает в газете смайликов ехидных). Вот таких счастливчиков мы потом и наблюдаем в эфире, а остальные возвращаются на исходные позиции. До следующего «конкурса». Так что никаких иллюзий насчет того, что ВСЕ ТЕ ЖЕ люди смогут создать новый, объективный и честный конкурс, у меня абсолютно нет. Виктор Степаныч был чертовски прав, увы.

К слову, меня периодически спрашивают начинающие музыканты: стоит ли им пытаться пробиться на одно из этих шоу? И я всегда отвечаю: категорически НЕТ! Ваши нервы и деньги не стоят этого. И уж в 2022 году гораздо более рациональным вложением средств будет продвижение вашей музыки в Интернете, а не одноразовое мелькание на телеэкране (особенно если ваша музыка ориентирована на молодую аудиторию). И шансов завоевать себе преданных поклонников таким образом будет больше. И звукозаписывающие компании с большей вероятностью обратят на вас внимание, если у вас уже есть своя «прикормленная» публика. А вот время «продюсерских проектов» семимильными шагами уходит в прошлое. Естественное старение воротил шоу-бизнеса, знаете ли...

Автор
Роман Рябцев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе