Убийство Юрия Буданова вскрывает раны чеченских войн

Произошедшее 10 июня 2011 г. убийство Юрия Буданова — бывшего полковника российской армии, обвиненного в убийстве 18-летней чеченской девушки во время второй чеченской войны — вновь разожгло межэтнические конфликты как онлайн, так и офлайн и вытолкнуло на поверхность чувство унижения от царящего в стране беззакония.

Живущая в Москве журналистка Мириам Элдер описала дело Буданова как «единственное громкое судебное разбирательство, которое возникло в результате Чеченских войн, когда российские войска обвинялись в повсеместном нарушении прав человека при попытках подавления сепаратистского бунта». Она писала:


«В 2003 г. Буданов был обвинен в убийстве 18-летней чеченки Эльзы Кунгаевой. По его утверждениям, в 2000 г. он задержал ее для допроса, так как полагал, что она являлась снайпером повстанцев.  Первоначальная судебно-медицинская экспертиза обнаружила следы пыток и насилия.


Дело имело много поворотов и изменений, постоянно менялась формулировка обвинений. Он был одним из малого числа российских военных, привлеченных к суду за нарушение прав человека, и многие критики говорили, что пристальное внимание к этому делу дало возможность правительству позволить бросить расследование на полпути. В 2009 г. он был досрочно освобожден после 9 из 10 лет заключения, что вызвало протесты в Чечне. Но для российских националистов Буданов стал героем».


В то время как дело Буданова волновало преимущественно русских националистов, его убийство всколыхнуло значительно более широкую аудиторию российской блогосферы.


В поисках обвиняемых


Сразу после убийства многие блогеры начали указывать на президента Чечни Рамзана Кадырова как на фигуру, которая может стоять за преступлением.


Алексей Навальный, популярный российский активист-антикоррупционер, в прошлом известный своей националистической позицией, возложил ответственность на чеченское руководство:


«Есть все основания полагать, что эта казнь была прямо или косвенно организована той бандитской группой, которую сейчас принято называть “руководство Чеченской республики”.

По крайней мере, Р. Кадыров ранее прямо и публично заявлял о намерениях осуществить такую казнь: ”мы найдем возможность воздать ему по заслугам”».


Блогер efa2007 рассуждает более общо:


«Виноват тот, кто сделал все от себя зависящее, чтобы эта ситуация состоялась, чтобы конфликт становился все более и более межнациональным, кто манипулирует людьми как фигурками на шахматной доске, сидя на вершине выстроенной им вертикали. В ней мы все заложники — и русские и чеченцы, и военные и мирные граждане, и бандиты и честные люди, — всех держит намеренно на крючке банда бывших КГБ-шников, захвативших страну — это их единственный способ управления людьми, они по-другому просто не умеют, и ситуация избирательности выгодна им — бояться должны все».


Полуофициальная версия о том, что Буданов мог быть убит самими националистами, считающими его своим идолом, была единогласно отклонена российскими блогерами.


Все-таки кто безнаказан?


Значительная часть споров фокусируется на том, как воспринимать Буданова — как героя или как военного преступника.


Вопрос фотоблогера aleshru «Пожалуйста, расскажите мне, почему Буданова называют героем? Я действительно хочу это понять» собрал более 600 ответов. В дополнение к обычному оправданию, что Буданов убил Кунгаеву, потому что думал, что она снайпер, блогер max_kozhevnikov пересказал другой военный эпизод, когда действия Буданова помогли спасти жизни 160 солдат (полученная за это награда была отозвана после того, как Буданов был признан виновным в смерти Кунгаевой).


Однако, с чеченской точки зрения, образ Буданова совсем другой. Созданная в сети Vkontakte.ru северокавказская группа Vainakh‘s Veras, насчитывающая более 8 тысяч членов, использовала следующие термины для объяснения важности произошедшего 10 июня:


«Буданов был символом насилия в Чечне, угнетения и покорения Чечни! Да, сам по себе он всего 0,00001 % от тех, кто заслуживает отмщения за геноцид в Чечне. Но его смерть — это идеологическая победа над всей зверствовавшей российской армией! СЕГОДНЯ БЫЛО УБИТО ЧУВСТВО БЕЗНАКАЗАННОСТИ РОССИЙСКОЙ ВОЕНЩИНЫ! запомни, Кавказ!»


С другой стороны, российские националисты верят, что именно чеченские сепаратисты пользуются безнаказанностью. Блогер-националист kon-budennogo написал:


«Проблема в том, что при Путине у нас судят только Будановых, Ульманов и Аракчеевых, а если стороне, против которой их послало воевать государство, его приговоры не нравятся, то их еще и убивают. Где суды против бандитов, державших русских рабов в Чечне? Они где-то проходят? […] Где суды против убийц русских стариков? Против тех, кто держал заложников? В нашем государстве подобные суды невозможно даже представить».


utnapishtim2008 прокомментировал вопрос о том, были ли осужденные за военные преступления с чеченской стороны:


«Их там полно, просто потом перестали пленять — местные присяжные оправдывают, мочат и все тут».


В длинном посте о военных преступлениях, этничности и офицерской чести пользователь ЖЖcolonelcassad пришел к выводу:


«Моя позиция проста — наши предки смогли оказаться выше чувства мести, можем и мы. Не месть нужна, а суд — беспристрастный и неотвратимый. Именно отсутствие неотвратимости государственного возмездия вызывает к жизни фрагментарные призывы к мести как орудия справедливости».


АЛЕКСЕЙ СИДОРЕНКО


Ежедневный журнал


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе