Войны в Европе все еще можно выигрывать русским оружием, пусть и устаревшим ("United Press International", США)

Подходит к концу первое десятилетие двадцать первого века. Страны Европы, состоящие в Организации североатлантического договора (НАТО), проводят модернизацию своих и без того весьма продвинутых систем вооружений - но, нужно отметить, с некоторой ленцой. Что касается объемов военного арсенала, то тут никаких подвижек не наблюдается.

Мало того Президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), возглавляющий государство, располагающее наиболее серьезными вооруженными силами на европейском континенте, недавно сообщил о своих амбициозных планах по резкому сокращению численности французской армии и одновременному повышению ее мобильности при выполнении срочных боевых задач в дальнем зарубежье.

Как это ни странно, Саркози на эти мысли навело не что иное, как политика министра обороны США Дональда Рамсфелда (Donald Ramsfeld), в значительной степени дискредитированная в Соединенных Штатах (не в последнюю очередь - благодаря ее полному несоответствию реальной боевой обстановке, с которой столкнулись армия и морская пехота США в Афганистане и Ираке).

Как Саркози, так и прочие осторожные и благодушные европейские стратеги (а также представители штаба НАТО в Брюсселе), однако, не учитывают ни того, что и в двадцать первом веке для ведения войн требуется большое количество солдат, ни того, что побеждать в войнах можно комбинированным методом: когда 'застрельщиками' выступают передовые системы вооружений, а за ними в бой вступают прочие, более простые и многочисленные.

Разумеется, нет и не должно быть ничего нового в том, что победа достигается простым оружием, производящимся в больших количествах и применяющимся хорошо обученными войсками. Эта методика с успехом применялась армией и военно-воздушным флотом США в боевых действиях против нацистской Германии во время второй мировой войны. Реактивный самолет Messerschmitt-262 в техническом отношении имел громадное превосходство над американскими поршневыми истребителями P-51 Mustang, однако люфтваффе сумело поднять в воздух всего лишь 1200 подобных самолетов, и хотя уступавшие им по размерам, но куда более многочисленные 'мустанги', воспользовавшись легкой воспламеняемостью 'мессеров', превратили их в мелкий винегрет.

На земле было то же, что и в воздухе. В схватке один на один грубый, надежный, но довольно маленький и легковооруженный американский танк Sherman не имел шансов против немецкого 'тигра' или 'пантеры'. Зато у США танков было несравненно больше, и численный перевес определил победителя.

В августе прошлого года российская армия вступила на территорию бывшей советской республики Грузия, и старый урок был преподан заново. Русские собрали все свои новейшие танки Т-90, какие могли, однако за Т-90 шла техника, спроектированная двадцать пять, а то и тридцать лет назад. Впрочем, против малочисленного, многократно слабейшего противника неплохо годились даже старые Т-72.

После достигнутого в Грузии успеха командование российской армии демонстрирует что угодно, но только не благодушие. В настоящее время модернизация систем, стоящих на вооружении в российской армии, идет наиболее быстрыми темпами за последние тридцать лет. Программы перевооружения и переоснащения армии получили наивысший приоритет, даже несмотря на то, что цены на экспортируемые Россией нефть и газ упали с прошлого года чуть более, чем на восемьдесят долларов за баррель. Не считая весьма спорного проекта Саркози (результатом претворения которого в жизнь может стать снижение как размеров, так, возможно, и общей эффективности французской армии), ни одна страна НАТО в настоящее время не делает ничего, что можно было бы противопоставить российской программе.

Мартин Сефф (Martin Sieff)

ИноСМИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе