Але-оп

О 46-м Международном фестивале цирка в Монте-Карло, проходившем с 19 по 28 января.
Групповой эквилибр White Gotik.
Фото — архив фестиваля.


Если и есть в мире нечто, пронизанное историей циркового искусства от его первых шагов и до наших дней, то оно находится в Монте-Карло, и его там можно даже увидеть и осознать. Невысокий и неброский шатер, песок в манеже, ложи, примыкающие к барьеру, широкие ряды, почти что лавки для остальных зрителей, клоунский оркестр на входе, призывы (чуть ли не с райка) к «достопочтеннейшей публике», лощеный шпрехшталмейстер — весь антураж сознательно и принципиально выстроен таким образом, чтобы сохранить цирковое искусство в его чуть ли не первоначальной форме.


Внешняя форма фестиваля — поклон цирку эпохи становления со всей его атрибутикой. Мало где сегодня можно отыскать артистов, на полном серьезе выступающих в образе белого клоуна — в черном бархатном комбинезоне, белом колпаке, с натертыми красным ушами и полным белым гримом с черными контурами и бровями. Мало где сегодня можно отыскать оркестр, стойко играющий четыре с половиной часа, пока идет представление, бравурные до зубодробительности цирковые мелодии. Мало где на входе шуткуют со зрителями рыжие клоуны в тех самых обвислых балахонах и патлатых париках, что известны со времен Тома Беллинга конца XIX века, а шпрехшталмейстер — по-прежнему весомый элемент представления, говорливый до изнеможения, но и напыщенный строго в соответствии с традицией — в щегольском мундире а-ля Франкони и белых перчатках.

О том, что традиция правит бал на главном цирковом смотре мира, известно, но то, что традиция превращена в музей живых фигур, можно увидеть лишь на месте. При этом фестиваль в Монте-Карло — мероприятие статусное с исторической точки зрения: основанное князем Ренье, оно за годы своего существования превратилось в место встречи, с одной стороны, изысканной, с другой — профессиональной публики. Не последнюю роль в этом играет покровительство княжеской семьи — ее авторитетное мнение определяет магистральные линии каждого нового фестиваля, а принцесса Стефания является бессменным председателем жюри. Из безусловно интересных обновлений — «дочка» фестиваля под названием «New Generation», для молодых и подающих надежды артистов.


Элвис Эррани.
Фото — архив фестиваля.


Фестивальная публика с готовностью следует за идеями княжеской семьи. Ее благодарность выражается не только в стойком стремлении приветствовать представителей княжеской фамилии продолжительными аплодисментами, но и в почтительном восхищении физическими достижениями артистов: стоячая овация — привычное дело в Монте-Карло. К тому же у фестиваля безупречная и высокая репутация главного форума циркового искусства в мире: в перерывах на территории шапито можно увидеть всех директоров и продюсеров мира, собирающих программы классического цирка.

2024 год в Монте-Карло — год двойного юбилея. С одной стороны, это год 100-летия со дня рождения основателя фестиваля князя Ренье III. Ему и его детищу в начале каждой программы была посвящена любопытная и трогательная нарезка документальных кадров, из которой вполне может вырасти полномасштабный фильм. Другой, 50-летний юбилей праздновал сам фестиваль — в 1974 году он впервые открыл свои двери для выдающихся артистов со всего мира.

Нигде особенно не афишируя свою позицию, фестиваль второй год отказывается от приглашения российских артистов на фоне развивающейся политической ситуации. Репутационные потери княжеского дома несоизмеримы с потерями содержательными — мастерство российских артистов столь высоко, что практически всегда обеспечивает им высшие награды фестиваля, но представить их сегодня с призовыми «клоунами» из рук глав государства в Монте-Карло не хотят. Этот сознательный отказ от большой части безусловно выдающихся цирковых номеров (а в России за последние два года появились номера, с легкостью претендующие на «золото» всех фестивалей мира) приводит к обеднению программы — российские артисты, и это следует признать, во все времена поставляли на мировые манежи номера с трюками класса ультра-си. Впрочем, фестиваль давно не указывает территориальную принадлежность артистов. Может быть поэтому в этом году на манеж все-таки был допущен Алексей Голобородько, выросший в России артист и конторсионист, который представлял Цирк дю Солей и получил бронзовую награду.


Алексей Голобородько.
Фото — архив фестиваля.


В остальном принципы есть принципы, их в Монако соблюдают, и в одном из них княжеская семья мужественно идет почти против всего мира: на фоне сокращения номеров с животными фестиваль в Монте-Карло продолжает приглашать выдающихся дрессировщиков современности, демонстрируя всему миру образцы сотворчества человека и животных при создании цирковых номеров.

Гвоздем 46-го Международного фестиваля цирка в Монте-Карло как раз и стал номер Элвиса Эррани и трех его азиатских слоних — Беби, Юмбы и Малы, заслуженно получивший Золотого клоуна. При этом Элвис Эррани не впервые штурмовал цирковой олимп — он уже был участником 33-го и 39-го фестивалей и тогда довольствовался «бронзой». Жанр дрессуры во многом, особенно в европейском цирке, тоже связан с традицией: традицией семьи, планомерно, на протяжении десятилетий развивающей навыки воспитания животных. Семейств с такими далеко идущими традициями осталось совсем немного, но Эррани — одна из них. Элвис Эррани вырос рядом со своими подопечными, в свои 33 года он сильно младше их, но с самого детства исповедует взгляды человека, взаимодействующего с животными, но не принуждающего их. Это видно в манеже: слонихи реагируют на жесты и голос «безоружного» дрессировщика и выполняют сложные трюки, требующие тонкого взаимодействия друг с другом и с человеком. Будто намеренно замедленный темп номера погружает зрителя в состояние созерцателя безусловной сказки, в которой человек и животное понимают друг друга с полуслова.


Чарльз и Александр Грюссы.
Фото — архив фестиваля.


Другим «тяжеловесом» стало французское семейство Грюсс с такими же давними традициями. Алексис Грюсс с детьми и внуками представил редкое по нынешним временам и масштабное конное представление, охватившее почти все разновидности конного цирка и специально созданное для 46-го фестиваля. Кульминацией большой программы, включавшей вольтиж, высшую школу, жокейскую работу и дрессуру на свободе, стал выход Александра Грюсса с энергичным конем Д’Артаньяном, исполнившим к пущему восторгу публики каприоль. Однако внимания жюри удостоилась не масштабная работа всей семьи, а номер жонглирования на лошади внуков главы семейства, близнецов Александра и Чарльза Грюссов. Черноглазые мускулистые красавцы продемонстрировали не бог весть какой трюковой набор — гораздо больший успех имело их очаровательное заигрывание с публикой, что, видимо, и принесло результат в виде Золотого клоуна фестиваля.

Господство его величества трюка в пределах 46-го фестиваля было очевидно. Режиссерская мысль в оформлении цирковых номеров осталась далеко за пределами этого фестиваля, но по ней никто не скучал: монегасская публика привычна к каскадам трюков с разделением разве что на «але-оп». Ожидаемым стало «золото» итальянок сестер Колев, подвизающихся в шоу Цирка дю Солей «Mystery». Их парная акробатика содержала классический набор сложнейших трюков на грани эквилибристики и клишничества. Столь же привычными были и награды китайских артистов. Ван Мэнчэнь получила «золото» в юниорской категории и представила замысловатый номер ручного эквилибра с использованием новаторского реквизита в виде вертикально вращающегося колеса, на котором артистка продолжала удерживать баланс, стоя на одной руке. Акробатическая труппа Уханя представила номер на русской палке и увезла в Китай «серебро» фестиваля. Советской цирковой школе наследовал получивший «серебро» дуэт воздушных гимнастов на ремнях «Disar» с участием Дарины Матвеевой и Санжара Хасанова, в номере которых главное внимание было уделено зубным трюкам (и здесь невозможно было не вспомнить выдающийся номер на ремнях «Анна» в режиссуре Евгения Шевцова и исполнении Елены Мизениной и Дмитрия Ефремкина, которому, видимо, суждено остаться без лавров Монте-Карло).


Дуэт Disar.
Фото — архив фестиваля.

Фестивальная программа оказалась разнообразной, но и традиционной с точки зрения подбора номеров. Публику развлекали разговорные клоуны Фумагалли и Дарис, знакомые фестивальной публике еще с 2001 года со всеми своими еще тогда прогремевшими репризами и антре. Нарушителем фестивального спокойствия выступила многочисленная Гимнастическая бригада «Пожарные Парижа» с ее каскадами голых трюков, поражавших единственно массовостью исполнения. По-настоящему революционно смотрелся разве что танцевальный по сути украинский коллектив «Extreme Lights», в номере которого не было ни единого трюка, но была главная инженерная придумка — люминисцирующие по частям костюмы танцующих в полной темноте исполнителей. Робкая попытка выйти на территорию современного цирка не отменяла общей музейной атмосферы — фестиваль в Монте-Карло довольно уверенно продолжает свое плавание, умудряясь год за годом воскрешать к жизни, казалось бы, увядающие традиции.



Полный список лауреатов:


Золотой клоун
Чарльз и Александр Грюссы, жонглеры на лошадях
Сестры Колев, парная акробатика
Элвис Эррани, дрессура слонов
Алан Фрэр, за вклад в развитие фестиваля
Урс Пилс, за вклад в развитие фестиваля


Намайка и Пол.
Фото — архив фестиваля.


Золотой юниор
Ван Мэнчэнь, акробатическая труппа провинции Цзянсу, ручной эквилибр


Серебряный клоун
Дуэт Disar, Дарина Матвеева и Санжар Хасанов, воздушная гимнастика на ремнях
Труппа Amaraa, акробаты на подкидных досках


Серебряный юниор
Трикси Заватта, эквилибр


Бронзовый клоун
Алексей Голобородько, конторсионист
White Gotik, групповой эквилибр
Pneumatik Art, воздушный полет
Труппа Аддис-Абебы, групповая акробатика
«Extreme Lights»


Бронзовый юниор
Таисия Демидова, воздушный эквилибр

Автор
Ирина СЕЛЕЗНЕВА-РЕДЕР
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе