Европейские народы утратили собственный внутренний стержень

Идея мультикультурализма изжила себя и потерпела фиаско, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

"То, что сегодня происходит в мире, свидетельствует, что концепция мультикультурализма не оправдывает себя. Мира не достигается: то, что мы сегодня имеем в Западной Европе, свидетельствует об этом очень наглядно", - сказал патриарх на встрече с участниками Группы глобального лидерства Всемирного экономического форума в Москве.

Он напомнил, что даже государственные деятели "говорят о провале мультикультурализма, что модель не работает: сплава не получается".

"В стакан сливают различные компоненты, чтобы сделать коктейль, но встряхнуть не получается. Компоненты есть, а коктейля нет. Может быть, не надо было сливать?.. Невозможно из турка или араба сделать англосакса, даже если очень постараться", - сказал патриарх.

По его словам, существует и другая модель межцивилизационных отношений, когда "каждый человек живет в соответствии со своими убеждениями, ему не предлагается модель, чуждая для него в культурном или философском смысле".

Напомним, что именно такая модель и существовала в Российской империи - когда внутри общины действовали ее собственные законы (например, у мусульман сохранялось многоженство), но за ее пределами - общие правила, и грань между тем и другим была четко оговорена.

Regions.Ru проводили в последнее время несколько опросов о кризисе мультикультурализма и принципах национальной политики:


«Согласны ли вы с патриархом Кириллом? Какой, на ваш взгляд, могла бы быть эта альтернативная модель межцивилизационных отношений?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что главная беда нынешней межнациональной ситуации – в том, что европейские народы утратили собственный внутренний стержень.

«То, что и в Европе, и у нас нет внутренней гармонии с представителями иных культур, приехавшими или на заработки, или просто жить - связано, как мне кажется, в первую очередь с тем, что титульные нации утратили свои идеалы, которые могут быть только религиозными», - сказал он.

«В Европе уже провозглашается переход в «постхристианскую» эпоху. Но, отрываясь от своих религиозных истоков, культура умирает. Обрести гармонию можно лишь при условии, что каждый европейский народ вернется к своим истокам, т.е. к христианству во всей его глубине. Тогда найдутся решения трудных и сейчас, казалось бы, неразрешимых проблем», - считает протоиерей.

«Только на этом пути можно строить по-настоящему прочное общество, которое не будет бояться каких-либо вторжений извне», - заключил он.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак отметил, что слова патриарха очень актуальны в наши дни, когда накаляются межэтнические, национальные и межрелигиозные отношения.

«Выбор правильной модели сосуществования является очень важным вопросом для государств. Если мы будем исходить из односторонне понятой толерантности, то фактически это будет жертва своими национальными интересами ради культурных и национальных интересов меньшинств, которые, совершенно очевидно, не определяют духовной атмосферы современного общества. Поэтому важно вернуться к своим истокам, к традициям, которые собственно и сформировали европейскую, в том числе и русскую культуру», - сказал он.

«Возвращение к своим истокам и традициям вовсе не означает превозношения над другими. В этом нет никакого национализма или шовинизма. Выбор своей модели развития, своего пути, конечно, не должен осуществляться в ущерб другим народам. Если в государстве уже сложилась определенная традиция, то на нее и должны ориентироваться представители национальных и религиозных меньшинств. Это совершенно естественная ситуация в современном цивилизованном обществе. Так, в мусульманском государстве никто не будет открыто позиционировать иные религиозные ценности», - отметил священник.

«Выбор мононациональной монорелигиозной модели представляется мне совершенно естественным. Исходя из нее и должна строиться концепция развития общества», - заключил он.


Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает, что патриарх затронул очень глубокую проблему, которая становится все более актуальной и для России, где сосуществуют различные культурные традиции.

«Безусловно, нужно сохранять самобытную культуру каждого народа. В традиционных культурах народов, исконно живущих в России, нет нетерпимости и какого-либо экстремизма, какого-либо посягательства на базовые ценности своих соседей. Это во многом обусловлено объединяющей ролью русской культуры и терпимостью русского народа, которой, конечно, не следует злоупотреблять», - сказал он.

«Я считаю, что наш опыт, когда представители различных национальных и культурных традиций веками уживались в одной стране, будет ценным для всего мира. Собственно изобретать ничего не нужно. Просто надо вспомнить и вернуться к традициям, на которых основывалось и строилось наше государство, и которые поддерживали его на протяжении длительного времени в истории. Только с любовью и терпением, с уважением друг к другу могут жить в одном государстве представители различных национальных и религиозных культур», - заключил он.


Неоднозначное мнение о принципе мультикультурализма и его роли в современном обществе высказал ректор университетского Центра исламского образования и науки Максуд Садиков.

«Сам по себе этот принцип очень неплохой, особенно в условиях глобализации», - заявил он. По мнению Садикова, крах идей мультикультурности в отдельных странах был связан «возможно, с тем, какие подходы применялись в реализации национальной политики руководством этих стран».
Вместе с тем общественный деятель убежден, что «еще большим неуспехом» могут обернуться попытки тех или иных народов «построить общество, изолированное от остального мира, сконцентрированное только на своей культуре и внутренних законах». «Такое общество не имеет будущего, поскольку сегодня люди везде сами стремятся к взаимной интеграции, хотят без особых препятствий передвигаться по миру», - указал ректор. По его словам, в этой ситуации «единственно возможный путь – это взаимное уважение разных национальностей друг к другу, стремление к дружбе и согласию».

При этом Максуд Садиков подчеркнул, что к идеям толерантности, межнационального мира и равноправия народов «люди должны придти по собственной воле», выразив уверенность, что «развитие мировой экономики по принципам глобализации просто сделает невозможной обособленность наций и народностей друг от друга».


Разделяет обеспокоенность патриарха Кирилла по поводу мультикультурализма исламовед, исполнительный директор программ Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.

«С патриархом сложно не согласиться», - заявил он, отметив, что представители Церкви «уже достаточно давно» выражали сомнения по поводу принципов мультикультурализма, а теперь об этом «заговорили и политические лидеры в лице руководителей европейских государств».

Говоря о возможной модели межцивилизационных отношений, Силантьев в качестве «хорошего примера» назвал опыт развития «имперской России, где в рамках единой государственной идеологии мирно сосуществовали люди разной веры и разных национальностей».

«На мой взгляд, эта модель актуальна и до сих пор», - сказал исламовед. При этом он подчеркнул, что сегодня для России важно «не столько то, какая именно у нее будет идеология, а то, чтобы она у нее вообще существовала».

«Главное при этом, чтоб государственная власть была сильной, чтобы она хорошо понимала, к чему надо стремиться и какие принципы способны вести за собой людей», - подчеркнул Роман Силантьев.

Политический журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе