Инкубатор двоечников

Затрагивать тему иммиграции французскому чиновнику опасно, но министр внутренних дел Франции Клод Геан вызвал огонь на себя. В прямом эфире радиостанции "Европа-1" он заявил: "Две трети двоечников в школе – это дети иммигрантов". Обозначив проблему, хорошо знакомую теперь и россиянам, французский министр явно задел болевую точку. Три журналиста, до этого почтительно внимавшие ему в радиостудии, вдруг изменили манеру поведения.
"Клод Геан, что должны сделать иммигранты, чтобы вам понравиться?" – строго спросил первый. "Так вы решили играть на электоральном поле Национального Фронта? Что это вы не в свои сани садитесь?" – спросил второй. В общем, интервью закончилось в атмосфере, приближенной к боевой. Политически некорректное заявление от представителя власти для французских журналистов – это как запах крови в воде для акул. Если бюрократ подставился – его можно терзать, невзирая на чины и заслуги.

Министра не приносят в жертву

Министр Геан, раззадоренный обидчиками, набросал в эфире еще несколько фактов. Оказывается, Франции не нужны гастарбайтеры на стройках, а в будущем он предлагает сократить легальную трудовую иммиграцию, поскольку демографическая ситуация в стране хорошая и количество рождений даже немножко превышает количество смертей. На следующее утро несколько газет выступили с опровержениями министерской статистики, обвинив Клода Геана в профессиональной некомпетентности (глава МВД во Франции является по совместительству еще и министром иммиграции).

Но министр оказался не так прост. Он явно заранее заручился поддержкой президента и нынешней "партии власти" – Союза за народное движение (СНД). Уже на следующий день в защиту Клода Геана загрохотала вся тяжелая артиллерия СНД. Пресс-секретарь правительства Франсуа Баруен взял Геана под защиту, назвав его высказывания констатацией реальности и плодом здравого смысла. Генеральный секретарь СНД Франсуа Копе тоже поспешил защитить товарища: "Это не ксенофобия, это реальная проблема. Мы не можем и дальше финансировать некоторые социальные пособия для иммигрантов". Попутно Копе выдумал новый термин – "социальная миграция", то есть приезд иностранцев, рассчитывающих почти исключительно на социальную помощь принимающей стороны.

После мелкой сошки слово взял и президент. Николя Саркози, отдав ритуальную дань французскому "плавильному тиглю", чьим продуктом стал в свое время и он сам со своими венгерскими корнями, тоже защитил министра Геана. "При наших проблемах с трудоустройством для нынешних граждан мы имеем еще и безработицу в 23 процента среди иностранцев, приехавших из стран – не членов Европейского Союза, – отметил президент Саркози. – В этой ситуации мы должны поставить вопрос о том, нужна ли нам такая большая легальная миграция". А потом добавил шпильку в адрес соседей: "Я не говорил бы так, если бы управлял Германией, где активное население уменьшается со скоростью в 100 тысяч человек каждый год".

В общем, министра "отбили". Но остался вопрос – что делать с детьми-мигрантами, отстающими в школе? Геан эту проблему не выдумал – это вынуждены признать даже его самые злостные критики. По этому вопросу во французской элите выделились две четко выраженные группы. Первая (именно ее представляет Геан) выступает за законодательное ограничение миграции. Вторая выступает за "инклюзивное образование", предлагая проблеме самой позаботиться о себе: мол, учились же в школе раньше и поляки, и итальянцы – и ничего, выучились. Захотят зарабатывать – выучатся.

Рассмотрим эти две группы поподробнее.

Поклонники закона

Что касается первой группы с ее тайной мечтой о "нулевой миграции", то это ситуация из разряда "легко сказать, да трудно сделать". С 2002 года французский парламент рассматривает уже седьмой проект закона об иммиграции, и конца этой работе не видно. В отличие от России с ее безвизовым режимом с большинством стран СНГ, Франция требует визы от жителей своих бывших колоний. Получить французскую визу, скажем, в Алжире – это целая история. Тем не менее остановить миграционный поток не удается. Ведь в течение десятилетий алжирцы были гражданами Франции – формально такими же, как жители, скажем, Марселя. У многих есть родственники во Франции. Разговорным французским алжирцы владеют прекрасно. Есть проблемы с правописанием – но у кого в мире телевидения и Интернета их сейчас нет?

Еще одна миграционная лазейка – браки с иностранцами. Очень часто молодые граждане Франции, скажем, марокканского происхождения, отправляются за женой на историческую родину – и в стране становится одной неграмотной дамой больше. Дети от таких браков и вызывают беспокойство господина Геана. И непонятно, как с этим явлением законодательно бороться: не запрещать же гражданам жениться на иностранках?

Поклонники инклюзивного образования любят поговорить о мультикультурализме и Франции как родине прав человека. Часто вспоминают о французской традиции ассимиляции (даже само слово это французское). Но при этом непонятно, на какие деньги эту самую ассимиляцию проводить. Ведь для того, чтобы подтянуть плохо знающего французского школяра до уровня его местных сверстников, нужно сделать много усилий. Кто будет оплачивать эту работу учителю?

Идея о дополнительных классах, где малышей готовили бы к школе, очевидна, но и она требует дополнительных денег. Между тем во Франции, как и в России, инклюзивное образование некоторые люди понимают по схеме "за те же деньги – в два раза больше". Не особенно волнует сторонников инклюзивного образования и нежелание детей приезжих изучать французскую культуру. Особенно много поклонников инклюзивного образования среди представителей бизнеса. В чем-то их можно понять: современной экономике нужен человек без корней, которого легко можно послать работать в любую страну и в любой коллектив, обеспечив необходимый набор потребительских услуг. У экономистов это называется "трудовая мобильность". Наверное, это очень хорошо для экономики. Но вот вопрос – хорошо ли это будет для самого человека?

Поклонники инклюзивного образования не находят ответа на главный вопрос – почему же перестал работать "плавильный тигль"? Ответ социологов пессимистичен: в двадцатом веке, "пережевывая" русскую и польскую миграцию, Франция имела дело с европейскими культурами. Столкнувшись с "твердой породой" из мусульманских стран, тигль забарахлил.

Между тем французские специалисты по образовательной социологии отмечают, что споры и предложения сторонников и противников "инклюзивного образования" бьют мимо цели. Современный ребенок воспитывается не школой и не религией, даже не семьей – он воспитывается средствами массовой информации. И пока СМИ будут такими, какие они есть, проблема с уважением к знаниям будет только нарастать.

Дмитрий Бабич

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе