Хаяо Миядзаки: как начать смотреть его фильмы

5 января 2021 года Хаяо Миядзаки исполнилось 80 лет, и почти 60 из них он посвятил анимационному кино.

В новой серии цикла рассказываем, можно ли делить его фильмы на детские и взрослые, а также о приключениях, еде, экологии и других важных темах его творчества


Фильмография Хаяо Миядзаки насчитывает 11 полнометражных режиссер­ских работ. Последняя из них, драма о жизни и карьере авиаконструктора Дзиро Хорикоси «Ветер крепчает», вышла в 2013 году, после чего Миядзаки объявил, что собирается на пенсию. Впрочем, через три года режиссер решил вернуться и сейчас работает над полным метром «Как поживаете?», премьера которого запланирована на 2023 год. В таком темпе производства нет ничего удивительного: создание анимационного кино — процесс трудозатратный и небыстрый. Кроме того, Миядзаки — приверже­нец традиционной рисованной анимации и не жалует компьютерную графику
 
Но дело еще и в скрупулезности, с которой режиссер подходит к созданию миров своих мультфильмов. Где бы ни разворачивались события — в Японии, в идеализированной приморской Европе или в постапокалиптических лесах и пустынях, — всякий раз зритель переносится в новый мир, одновременно незнакомый и узнаваемый благодаря множеству бытовых деталей. И даже если речь заходит о страшном — будь то месть, вооруженные конфликты или рассерженные духи, — от завораживающей красоты фильмов Миядзаки перехватывает дыхание. 



С чего начать


Кадр из фильма «Унесенные призраками». 2001 год
© Studio Ghibli


С ленты 2001 года «Унесенные призраками». Через два года мультфильм получил «Оскара» как лучший анимационный фильм, но режиссер за наградой не приехал, выразив таким образом протест против политики США на Ближ­нем Востоке. «…Он [Миядзаки] испытывает отвращение по отношению не только к войне в Ираке
 
, но к войне как таковой. В его работах насилие отражено в форме страшной трагедии, издевательского фарса или и того и другого одновременно», — написал позже в блоге на сайте компании Ghibli художник и исследователь ее наследия Дэниел Томас МакИннес
 
«Унесенные призраками» — история современной японской девочки Тихиро. Вместе с родителями она переезжает в новый дом, и по дороге они натыкаются на городок, похожий на заброшенный луна-парк. В пустующих ресторанчиках обнаруживаются горы угощений: несмотря на предостережения Тихиро, взрослые накидываются на еду и превращаются в свиней. Девочка понимает, что оказалась в потустороннем мире. Чтобы спасти родителей и вернуться в реальность, ей приходится работать на духов и божеств. 

В «Унесенных призраками» идеи и авторский почерк Миядзаки проявились особенно ярко: пристальное внимание к бытовым деталям, множество странных, неодномерных персонажей и еда как важнейший элемент сюжета
 
. Важнейшая для Миядзаки тема — экология: среди персонажей фигурирует хранитель реки, забывший собственное имя после того, как русло засыпали. Кроме того, как и в других фильмах режиссера, в «Унесенных призраками» мы видим самостоятельных детей, недальновидных взрослых, стремительное путешествие по воздуху (в данном случае — на драконе), а также то, как япон­ские традиции противостоят западному консюмеризму. 


Постер к фильму «Унесенные призраками». 2001 год
© Studio Ghibli


«Унесенные призраками» — история не только о прохождении инициации и преодолении себя, но и о важности детского восприятия. Тихиро спасает родителей не столько благодаря обретенной самостоятельности, сколько потому, что она ребенок — наивный, открытый, доверчивый и готовый поверить в чудо. Если рассмотреть постер, с которым мультфильм вышел в прокат в Китае, можно увидеть маленькую напуганную Тихиро, сидящую в углу в майке и шортах. На стене у нее за спиной — фреска с портретами магических существ, но главная героиня фрески — тоже Тихиро, только в традиционной японской одежде. Тихиро с фрески успокаивающе гладит по голове Тихиро, сидящую на полу. Не могущественная магия, а сам ребенок как будто защищает себя от взрослого мира. 



Что смотреть дальше


Кадр из фильма «Рыбка Поньо на утесе». 2008 год
© Studio Ghibli; Studio Khara


После «Унесенных призраками» можно посмотреть мультфильм «Рыбка Поньо на утесе» (2008) — едва ли не самый красивый из созданных Ghibli. На первый взгляд детский, мультфильм только кажется таким: деление фильмов Миядзаки на взрослые и детские достаточно условно — «взрослые» ленты понятны аудитории любого возраста, а «детские» интересны взрослым.

Пятилетний Сосукэ живет у моря вместе с мамой по имени Риса. Кажется, она больше времени уделяет своим подопечным из дома престарелых, чем сыну, но при этом Риса — вполне положительный персонаж. Отец Сосукэ все время работает на корабле и дома не появляется. Однажды мальчик находит на берегу банку с застрявшей в ней рыбкой. Лизнув поцарапанный палец Сосукэ, рыбка — оказывается, что ее зовут Брунгильда и на самом деле это дочь колдуна и морской богини, — начинает превращаться в девочку по имени Поньо и решает завязать с морской жизнью. Брунгильда — имя валькирии из германо-скандинавских мифов, средневековой поэмы «Песнь о нибелунгах» и цикла опер Рихарда Вагнера. Имя главной героини — не единственная отсылка к нибелунгам. Верховный бог Один наказал Брунгильду за ее свободо­любие, усыпив и оставив на вершине горы в магическом защитном кольце. Так и своенравная Поньо засыпает, и Сосукэ вслед за Зигфридом должен преодо­леть все препятствия и разбудить Брунгильду. Правда, в отличие от героя эпоса, мальчик проходит не через кольцо огня, а сквозь волны и разрушает не доспехи легендарным мечом, а стеклянную банку обычным камнем. 


Кадр из фильма «Мой сосед Тоторо». 1988 год
© Studio Ghibli


Еще один «детский» фильм Миядзаки — «Мой сосед Тоторо» (1988). Это история двух сестер — одиннадцатилетней Сацуки и четырехлетней Мэй. Вместе с отцом девочки переезжают из города в деревню, поближе к больнице, где лежит их мама. Там они знакомятся с черными чернушками (те же персонажи встречаются в «Унесенных призраками» — там они носят уголь в котельной) и Тоторо, странным мохнатым существом, которое спит днем, а по ночам летает на волчке. Магия и повседневность оказываются тесно переплетены: игры девочек с Тоторо — такая же часть жизни, как уборка дома, школа, сбор овощей с грядки. 


Кадр из фильма «Навсикая из Долины ветров». 1984 год
© Top Craft


Следом можно посмотреть ранний и условно «взрослый» фильм «Навсикая из Долины ветров», вышедший в 1984 году. Хотя события разворачиваются на Земле, это, пожалуй, самая фантастическая лента Миядзаки: поверхность планеты до неузнаваемости изменена войнами и экологической катастрофой. Людям угрожают мутировавший лес, заражающий все вокруг ядовитыми спорами, и полчища гигантских насекомых, в том числе кайдзю омы
 
, похожие на исполинских мокриц. Впрочем, главная героиня, княжна Долины ветров Навсикая, убеждена, что даже с противником, лишенным дара речи, можно найти общий язык. Фантастичность придуманного Миядзаки мира подчеркивает саундтрек композитора Дзё Хисаиси на стыке эмбиента, психодела и диско. 


Кадр из фильма «Небесный замок Лапута». 1986 год
© Studio Ghibli


Теперь можно перейти к «Небесному замку Лапута» (1986). Этот фильм сильно повлиял на японскую видеоигровую индустрию, хотя сам Миядзаки всегда демонстрировал отсутствие интереса к видеоиграм. Фильм рассказывает о приключениях Пазу, мальчика из шахтерского городка, и таинственной девочки Ситы, упавшей с неба. Сита принадлежит к древней цивилизации, когда-то жившей на небесном острове Лапута. Вместе дети, спасаясь от погони и прерываясь на бои с воздушными пиратами, отправляются на поиски острова, название которого позаимствовано из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта (при этом сюжет мультфильма никак не связан с книгой).


Кадр из фильма «Принцесса Мононоке». 1997 год
© Studio Ghibli


В «Принцессе Мононоке» (1997) события разворачиваются в средневековой Японии. Принц Аситака сражается с демоном-кабаном, и тот заражает его смертельно опасным проклятием, одновременно дарующим невероятную силу. В родной деревне лекарства не находится, и юноша отправляется на запад, где, по словам знахарки, его можно отыскать. Путешествие приводит Аситаку в Железный город, жители которого ведут борьбу с обитателями леса — зверями и выращенной волками девушкой Сан. «Мононоке» — очень красивая и одна из самых жестоких лент Миядзаки, соперничать с ней может разве что «Навсикая». В США дистрибуцией «Принцессы Мононоке» занималась компа­ния Miramax Films, принадлежавшая Харви Вайнштейну. Ghibli попросили предоставить права на редактирование мультфильма — Вайнштейн считал, что зрители не осилят 135-минутную ленту, и решил сократить ее до полутора часов. В ответ японцы прислали меч катану с надписью «No cuts»
 
.

Семь классических кадров из фильмов Миядзаки


Кадр из фильма «Мой сосед Тоторо». 1988 год
Пока Сацуки и Мэй дожидаются отца на автобусной остановке, к ним присоединяется Тоторо.
© Studio Ghibli


Кадр из фильма «Рыбка Поньо на утесе». 2008 год
Буквально только что отрастившая руки и ноги Поньо мчится по бушующим морским валам на встречу с новым другом, Сосукэ.
© Studio Ghibli; Studio Khara


Кадр из фильма «Порко Россо». 1992 год
Между младшеклассницами и воздушными пиратами можно обнаружить кое-что общее: и с теми и с другими крайне непросто иметь дело.
© Studio Ghibli


Кадр из фильма «Небесный замок Лапута». 1986 год
Пройдя через множество испытаний, Пазу и Сита добираются до Лапуты и встречают робота-хранителя, который дарит Сите цветок.
© Studio Ghibli


Кадр из фильма «Унесенные призраками». 2001 год
Тихиро отправляется в путешествие на поезде с присмиревшим Безликим монстром.
© Studio Ghibli


Кадр из фильма «Навсикая из Долины ветров». 1984 год
Тайная комната Навсикаи: здесь героиня уединяется, чтобы поразмышлять.
© Top Craft


Кадр из фильма «Принцесса Мононоке». 1997 год
Сражение принца Аситаки с демоном — одна из самых захватывающих экшен-сцен, поставленных Миядзаки.
© Studio Ghibli



С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Миядзаки


Кадр из фильма «Люпен III: Замок Калиостро». 1979 год
© Tokyo Movie Shinsha; Top Craft


С приключенческой ленты «Люпен III: Замок Калиостро» (1979) о благо­родном грабителе Арсене Люпене III. В «Замке» можно разглядеть приметы формирующегося авторского стиля Миядзаки: события разворачиваются в полусказочной Европе, а главный герой восстанавливается после огнестрель­ного ранения в основном с помощью еды. Сегодня этот анимационный экшен, впечатлявший в 1979-м, и гэги в духе «Тома и Джерри» (чудовищные испыта­ния не наносят вреда герою, сохраняющему присутствие духа и неизменную ухмылку на устах) кажутся устаревшими. Кроме того, на работу режиссера могли влиять рамки, заданные франшизой: «Замок» — второй полный метр серии, а фильмам предшествовали манга и сериал, в создании которого Миядзаки тоже принимал участие. 


Кадр из фильма «Ведьмина служба доставки». 1989 год
© Studio Ghibli


Можно отложить на потом и «Ведьмину службу доставки» (1989). История о тринадцатилетней ведьме Кики, сдающий экзамен на самостоятельность, — классический мультфильм Миядзаки с множеством странных персонажей второго плана и роскошными пейзажами. Кажется, это одна из самых «житейских» работ режиссера — не о больших приключениях, а об уютном быте. 



С кем работал Миядзаки


Хаяо Миядзаки на премьере мультфильма «Рыбка Поньо на утесе». Токио, 2008 год
© Junko Kimura / Getty Images


Режиссер Исао Такахата познакомился с Миядзаки в 1963 году на автобусной остановке: одному было 27 лет, другому 22. И оба работали на студии Toei Doga. В середине 60-х Такахата взялся за полнометражный режиссерский дебют, мультфильм «Принц солнца», работа над которым затянулась на три года. Для Миядзаки эта лента также стала первым крупным проектом, где он выступил в качестве ведущего художника. В 1971 году Такахата и Миядзаки вместе ушли из Toei Doga, а в 1985-м создали студию Ghibli. Сотрудничество и соперничество между двумя авторами стали движущей силой, позволившей студии выпустить самые разные фильмы, многие из которых стали классикой. Так, солнечный, уютный «Тоторо» Миядзаки вышел в прокат одновременно со страшной антивоенной лентой Такахаси «Могила светлячков», герои которой — дети, умирающие от голода в пострадавшем от бомбардировки городе Кобе
Композитор Дзё Хисаиси сотрудничает с Миядзаки с 1980-х. Сначала он написал аккомпанирующий альбом для манги «Навсикая из Долины ветров», ставшей основой одноименного мультфильма. Позже Хисаиси напишет саундтреки ко всем полнометражным фильмам режиссера: единственный мультфильм Миядзаки, в котором не звучит музыка Хисаиси, — дебютный «Замок Калиостро». Среди других известных работ композитора — саундтреки к фильмам режиссера Такэси Китано, а также музыка к послед­нему мультфильму Исао Такахаты «Сказание о принцессе Кагуя», вышедшему в 2013 году.

Художник Кадзуо Ога рисовал фоны для лент Миядзаки с конца 1980-х. Первым опытом сотрудничества стал «Мой сосед Тоторо». Летом 2007 года в Токийском музее современного искусства прошла выставка, посвященная Оге, которая так и называлась — «Человек, нарисовавший лес Тоторо», а по ее мотивам был снят документальный фильм.



Цитаты о Миядзаки


Хаяо Миядзаки на Венецианском кинофестивале. 2005 год
© Daniele Venturelli / WireImage / Getty Images


«Мое отношение к творчеству Миядзаки самое восторженное. Когда я с ним познакомился, у меня было впечатление, что познакомился с самим собой. <…> Но я сейчас не подрифмовываюсь к Миядзаки, а просто хочу сказать, что он великолепен прежде всего как личность. И да, у него успехи колоссальные: и „Оскар“, и прочие награды — он всемирно известная личность. При этом он абсолютно нормальный человек, помнящий, что когда-то в детстве он раз­во­дил костры, лазил по деревьям, расшибался и на велосипеде летел вниз с какого-нибудь обрыва, то есть он прожил свое детство»
Юрий Норштейн, режиссер анимационного кино


«Меня восхищают миры, созданные Миядзаки, его вкус, его способности рассказчика. „Унесенные призраками“ — одна из величайших анимационных лент всех времен, возможно, даже лучше любого из виденных мной диснеев­ских фильмов»
Стивен Спилберг, режиссер 


«Он [Миядзаки] в каком-то смысле Спилберг в сфере анимации. Когда мои дети были маленькими, они смотрели его фильмы на японском, без перевода. Ленты Стивена можно смотреть, отключив звук, настолько там выразительный визуальный ряд. Истории Миядзаки работают так же»
Кэтлин Кеннеди, продюсер


«Когда мы в Pixar чувствуем, что зашли в тупик, часто берем диск с фильмом Миядзаки и пересматриваем какую-нибудь сцену, чтобы получить дозу вдохновения. Работает без исключений! Просмотр всегда оставляет нас изумленными и воодушевленными»
Джон Лассетер, режиссер анимационного кино, один из основателей студии Pixar


«„Мой сосед Тоторо“ впечатлил меня тем, как его авторы обращаются со стилем. Люблю обнаруживать в существующем медийном пространстве что-то изобретательное, отличное от всего остального. Тот же подход мы стараемся использовать при разработке собственных продуктов: берем знакомые людям элементы и собираем из них что-то новое. Думаю, ошарашить аудиторию можно только тогда, когда ты делаешь что-то революционное»
Сигеру Миямото, гейм-дизайнер, создатель серий Mario и The Legend of Zelda


Автор
Сергей Оболонков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе