Ксендз Юозас Булька

В белорусском городе Глубоком на фестивале христианских фильмов «Магнификат», помимо кинематографистов — православных и католиков — принимала участие и пара нехристей. Это были совсем безбожные деятели экрана, которые заявляли, что им и так, без Всевышнего, известно, что можно, а чего нельзя. Время от времени они вели богопротивные разговоры: есть Бог? нету Бога? — на неофициальных встречах, разумеется. Надо сказать правду, эти молодые люди все же придерживались заповедей Божьих и вели себя достаточно прилично. Они не убивали, не грабили и даже не прелюбодействовали. По крайней мере, во время фестиваля. Спасибо, конечно, за это. 


Природа Белоруссии в разгар запоздалого лета выглядела по-весеннему празднично, солнечно. Цвета были чистые, трава зеленая, деревья высокие, небо синее, облака белые, озера как небо. Дома и дворы ухоженные, люди работящие, хотя и пьющие. Пьющие, однако, не так сильно, как у нас. Вдоль дорог и на берегах водоемов мусора видно не было. Это вызывало душевное смятение, тревожило. «Хоть похоже на Россию, только все же не Россия…». Почему так? Потому что здесь католиков много, что ли? Или оттого, что Батька строгий? 

Нет, отвечали нам, просто люди другие. 

В республике костел и православный храм часто располагаются в одном селе и неподалеку, почти рядом. В отличие от политиков, население относится к такому положению вполне уважительно. В одной семье бывает такое, что жена ходит в костел, а муж в церковь. Или же они вдвоем ходят поочередно то в костел, то в церковь. «Бог один! — говорят они. — Зачем делить?» 

Кто бы спорил? Однако монотеисты все-таки спорят друг с другом и тем похожи на язычников. Они находят массу поводов для разногласий по части календаря, по части обрядов и пр. 

За межконфессиональным противостоянием спрятаны большие-пребольшие интересы, простому прихожанину неведомые. Простому прихожанину известно только то, что руководство Белоруссии благоволит православной церкви, оказывает ей всякое вспомоществование, дает льготы, а католиков зажимает со всех сторон. Хотя случилось и исключение, Александр Лукашенко наградил одного из ксендзов медалью Франциска Скорины «за многолетнюю подвижническую деятельность по укреплению духовных ценностей и пропаганду здорового образа жизни». Обычно же католиков не очень жалуют.

А как было не наградить ксендза Юозаса Бульку, если этот человек сделал так, что в его селе Мосар не стало алкоголиков. Раньше пили, теперь не пьют. Чудо? Ну, да! А если и пьют, то малость, не до помутнения, как было принято. Ксендз Юозас Булька увлек селян не только проповедями, но и общественно-полезным трудом, прямо как образцовый коммунист какой-то. Не тем трудом, что изо дня в день и за деньги, а дополнительным и бесплатным, вроде субботника, но чаще. Они усердно помогают ксендзу строить рай в своем селе. 

И уже, считай, построили. На эти чудеса в село Мосар съезжается народ со всей республики, по нескольку больших автобусов в день. Вот смотрите, как можно жить, трезво и красиво! Туристы видят роскошный костел, роскошный пруд с яркими лотосами и рыбами, роскошный парк, роскошные скульптуры, роскошные цветники, сельский музей народного быта, зверинец. Зверинец, правда, скромный, зато страусы там гуляют вполне роскошные. 

— А кто вам деньги давал на все это? — спрашивали обалдевшие туристы. Женщина, что поливала клумбу с цветами, ответила, что никто ничего не давал, сами все достали и сделали. 

Но я-то знал, что так не бывает, и стал искать ксендза, чтобы выведать секрет процветания.

— Как вы, пан Юозас, добились того, что люди в вашем приходе пить перестали и принялись старательно обустраивать свое село, будто это их собственный двор и дом?

Восьмидесятитрехлетний ксендз объяснил чудо просто. Приехал он в село Мосар (по-русски — болото) лет двадцать назад. Шла перестройка, царил беспорядок, всеобщее непослушание стало нормой. Костел Святой Анны, куда его направили настоятелем, служил еще и складом металлолома. Колхозы разваливались, народ пьянствовал, дома ветшали. Юозас понял, что проповедью здешних людей не проймешь. Про вред от водки они так часто слышали, что при желании и за небольшие деньги могли бы сами проповедовать отказ от алкоголя. 

Прямо напротив храма в Мосаре стоял сельский магазин. Торговали гвоздями, ведрами, резиновыми сапогами и водкой. С самого утра туда подтягивался плохо спавший, помятый народ. Булька продал квартиру в родном литовском городке и купил этот магазин. На следующий день после оформления покупки разобрал строение, разровнял землю и заасфальтировал площадку. Там сейчас стоянка автомобилей. Затем ксендз взял лопату и пошел копать. Вырыл яму и посадил дерево. Потом другое, третье. Потом поправил и покрасил ограду. Посадил розы. Ну, в общем, стал собственноручно приводить окружающую среду в порядок и наводить вокруг себя красоту. А повсюду была грязь, перекошенные дома. Кто-то заметил, взял свою лопату, решил помочь ксендзу и сам рядом посадил дерево. Рассказал об этом в семье, соседям. Люди пошли послушать нового ксендза в костел. Служба велась не на старославянском, а на родном, понятном белорусском языке. Не сразу, а потихоньку, год за годом, христиане подтягивались к Юозасу. Он же не просто говорил хорошие слова, он делал дело — помимо службы в храме работал еще и как простой крестьянин. Односельчане стали помогать ему, а в результате оказалось, что помогают себе.

Та пара нехристей, что участвовала в кинофестивале, побывав в Мосаре, перестала язвить и задавать служителям храма богопротивные вопросы. Они заговорили между собой о том, что такая религия, где под сутаной нет места погонам и где сначала делают дело, а потом уже читают проповеди, им по душе. В общем, коварный католик Юозас Булька их пленил. И, может быть, эти молодые люди сюда еще и креститься приедут.

И я подумал, до чего же проницательны и мудры руководители Республики Беларусь! До чего же хорошо они понимают, что чего стоит! Как разумно делают, что не допускают равных возможностей для разных религиозных конфессий! Одного ксендза похвалили, остальных прижали. Какие же они молодцы, что отказываются от открытого диспута и с католиками, и с оппозицией, а просто, без затей, берут и давят тех, кто не согласен и готов поспорить! Иначе же все опрокинется. 

Белорусские руководители ничуть не глупее российских. 

Тофик Шахвердиев

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе