Конфликт цивилизаций –это пропагандистский миф новых колонизаторов

Как известно, Фрэнсис Фукуяма признался, что его теория о «конце истории» себя не оправдала. «Мировое благоденствие» под сенью «самой сильной демократии» не состоялось. Сэмюель Хантингтон объясняет это «конфликтом цивилизаций». Данная мифологема дополнила в наш век изобретённые в девятнадцатом столетии доктрины неизбежных геополитических противостояний могущественный империй. Технология тут проста: более (типа Мэхэна) или менее (типа того же Хантингтона) способный к гладкой псевдонаучной подаче материала практик ради прагматичных политических целей мешает умозрительную теорию с вполне конкретными выводами практического свойства. Мэхэн объяснил историческую предопределённость и необходимость американской военно-политической экспансии, а Хантингтон – почему американским солдатам приходится умирать в Ираке или Афганистане. Дело ведь не в торжестве демократии или нефтяных барышах. Дело, понимаете ли, в том, что у человеческой истории есть определённые закономерности, и раз уж появились на мировой арене Соединённые Штаты, то им пришла пора брать пример с Британской империи и становиться морской державой, иначе такая безусловная вещь, как национальные интересы, пострадает. А различные культуры в современном глобальном мире неизбежно должны бороться за место под солнцем, так что, сами понимаете, с точки зрения наших американских национальных интересов.

Марево ложных идей

Как известно, Фрэнсис Фукуяма признался, что его теория о «конце истории» себя не оправдала. «Мировое благоденствие» под сенью «самой сильной демократии» не состоялось. Сэмюель Хантингтон объясняет это «конфликтом цивилизаций». Данная мифологема дополнила в наш век изобретённые в девятнадцатом столетии доктрины неизбежных геополитических противостояний могущественный империй. Технология тут проста: более (типа Мэхэна) или менее (типа того же Хантингтона) способный к гладкой псевдонаучной подаче материала практик ради прагматичных политических целей мешает умозрительную теорию с вполне конкретными выводами практического свойства. Мэхэн объяснил историческую предопределённость и необходимость американской военно-политической экспансии, а Хантингтон – почему американским солдатам приходится умирать в Ираке или Афганистане. Дело ведь не в торжестве демократии или нефтяных барышах. Дело, понимаете ли, в том, что у человеческой истории есть определённые закономерности, и раз уж появились на мировой арене Соединённые Штаты, то им пришла пора брать пример с Британской империи и становиться морской державой, иначе такая безусловная вещь, как национальные интересы, пострадает. А различные культуры в современном глобальном мире неизбежно должны бороться за место под солнцем, так что, сами понимаете, с точки зрения наших американских национальных интересов…

Правда, когда адмирал Мэхэн в XIX веке писал о противостоянии Моря и Суши, американский военно-морской флот уже бороздил чужие моря, а когда профессиональный стратег внешней политики Хантингтон был вынужден отойти от прикладного использования гуманитарного знания и повесить в воздухе глобальные обобщения, руководству «корпорации США» было уже ясно, что под прикрытием фразеологии старых геополитических доктрин и «принципов реальной политики» разгорается схватка за «векторы глобализации». В очередной раз требовалось усиливать дымовую завесу, как для своих, так и для чужих.

Действительно, за что скорее согласится умирать солдат? За национальные интересы или прибыли «Халлибертон»? Конечно, наёмник за интересы «Халлибертон» рисковать жизнью согласится, но время откровенных наёмников ещё не наступило. Многим человеческим инструментам большой политики всё ещё нужны некие идеалистические мифы. Большинство населения Земли всё ещё патриоты своих стран и народов и им надо рассказывать, что ради будущего своих детей они должны быть готовы забрать будущее у детей чужих, что борьба государств и цивилизаций за место под солнцем неизбежна…Свои Хантингтоны, в других, правда, фантиках, есть и в мусульманском мире, и в Китае, и в Индии, и в России. Но за всем этим маревом ложных идей, на которые работает большой аппарат в разной степени искренних теоретиков и практиков, стоит одна суть – борьба на самом деле идёт между двумя принципами: «живи сам и дай жить другому» и «если хочешь жить сам, живи за счет другого».

«Мировое сообщество» – реальное и мнимое

Возможно, это субъективно, но для меня показателен критерий позиции носителей религиозной традиции. Сколько копий ломается вокруг Украины: Бжезинский откровенно раскладывает в «Великой шахматной доске» её значение для нейтрализации России, украинские политики издеваются сразу и над прошлым, и над настоящим, и над будущим своего народа, российские политтехнологи рассуждают о необходимости жёсткой борьбы и адекватных ударов. А Патриарх Кирилл приезжает и обращается ко всем верующим, ко всем, кому дороги понятия человечности, любви, семьи, дружбы, культуры. Говорит о том, что важно для каждого человека, каждой религии, каждого общества. О подлинных приоритетах человеческой жизни, на фоне которых становится понятной ненужность и глупость вражды и страха, культивируемых с упорством, достойным лучшего применения.

Нынешнее руководство Турции, представляющее Партию справедливости и развития и просвещённый ислам, внутри страны обвиняют в предательстве национальных интересов, выражающемся в готовности к диалогу и с Россией, и с Ираном, и с Арменией, и с национальными меньшинствами. В мире рассуждают о новых притязаниях Турции на региональное лидерство и, в очередной раз, о неизбежности её геополитического противостояния с теми же Россией, Ираном и Арменией. А ведь вполне может быть, что руководство Турции исходит из действенности разделяемого им принципа «живи сам и дай жить другому» и в огромной сложности клубке проблем ориентируется на него. Обратим в данной связи внимание: католикос всех армян Гарегин II, несмотря на всю сложность сопутствующих проблем и очень неоднозначную реакцию на перспективы установления дипломатических отношений между Турцией и Арменией в армянском сообществе, выразил поддержку курсу президента Сержа Саркисяна.

Ядерное оружие Ирана стало притчей во языцех, а духовный лидер страны аятолла Хаменеи, обращаясь к нации по государственному телевидению, заявил о принципиальном отвержении ядерного оружия, его производства и применения. Туманящая нам головы логика якобы необходимых противостояний и конфликтов подсказывает считать слова аятоллы лукавством.
Однако иерархи традиционных конфессий – люди, как правило, здравомыслящие. Они исходят из реальности, но при этом показывают пример верности тому самому здравому смыслу. Мы, видящие друг в друге неизбежных противников, сами пестуем экстремистов. Если бы в мире доминировала логика верующих, оружия массового поражения в нём бы не было.

Конечно, носители морального мышления, каковых представляют собой и последователи мировых религий, и их иерархи, как и все мы, остаются людьми своей эпохи и своей среды. Наше время открыло в потенциале тех же религий небывалые прежде ресурсы, и не только для добрых дел. Однако можно видеть тенденцию: современные по своему кругозору представители духовенства и ориентирующиеся именно на традиционные мораль и мировоззрение политики прокладывают дорогу новой глобальной реальности. И чем дальше, тем больше внимания при этом привлекает Россия.

Азербайджан вроде бы бряцает мускулами, развивает отношения с Израилем и Западом, многие спешат записать его в антироссийский фактор в Кавказском регионе, но с советских времён ещё возглавляющий Духовное управление мусульман Кавказа азербайджанский муфтий шейх Аллахшукюр Пашазаде – неизменный участник мероприятий в рамках диалога России с мусульманским миром, прямо в своих интервью любым СМИ подтверждающий: «Россия – стратегический партнёр для Азербайджана и всего мусульманского мира». Характерно, что Русскую православную церковь на прошедшей в сентябре в Москве международной конференции «Россия – исламский мир: партнерство ради стабильности» представлял архиепископ Бакинский и Прикаспийский Александр. А через месяц в Баку с участием российских представителей прошла VI конференция министров культуры стран Организации Исламская конференция (где Россия – единственная не мусульманская страна, со статусом наблюдателя).

Узбекистан и Таджикистан в российских СМИ тоже часто записывают в «ненадёжные друзья». Но молитву на прошедшей в сентябре в Москве конференции провёл узбекский религиозный авторитет шейх Мухаммад-Садык Юсуф, а лидер мусульманского движения и парламентской оппозиции Таджикистана, потомственный шейх Ходжи Акбар Тураджонзода заявил: «Россия и исламский мир могут разломать существующий миф о „мировом сообществе“, понятие которого монополизировал узкий клуб стран, совокупный потенциал которых по многим параметрам не является даже одной четвёртой частью мирового сообщества…. В связи с этим нужно отметить, что в последние годы российское руководство показывает, что оно чётко признаёт и роль, и потенциал, и ответственность России в современном мире…».

Аналогичные заявления звучали из уст духовных лидеров Малайзии, Сирии, Турции, Алжира, Судана, мусульман Европы…

Надежда на Россию

Когда в августе в России Президент Дмитрий Медведев объявил о начале эксперимента с введением предметов по основам традиционных конфессий и светской этике в средних школах 12 российских регионов, в зарубежных СМИ активно распространялись негативные комментарии, в которых общим местом, среди прочего, были утверждения об ущемлении прав католиков. Однако собственно католические СМИ тиражировали комментарий архиепископа Пецци, положительно воспринявшего начинание, предложившего методическую помощь, отметившего толерантную позицию Русской православной церкви и указавшего на возможность проведения уроков в тех школах, где количество детей из католических семей может составлять сколько-нибудь значительное число. В чем причина такого отношения к России? Ответ, возможно, заключается в процитированном высказывании Ходжи Акбара Тураджонзода: «в последние годы российское руководство показывает, что оно чётко признаёт и роль, и потенциал, и ответственность России в современном мире…». Первые лица российского государства – очевидно верующие люди. Искренне стремящиеся сохранять человеческое достоинство и ориентирующиеся на традиционные мораль и этику. Это само по себе привлекательно в наше время двойных стандартов и аморальности политиков, однако то, что при этом речь идёт о руководителях России, внушает надежду многим в этом мире. Это даёт шанс человеческой цивилизации, основа которой создана на самом деле верующими людьми ради общего блага.

win.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе