Что хорошего в победе Януковича

Тимошенко поражения не признала, украинский избирком не исключает возможности пересчета голосов на отдельных участках, но вряд ли что-то может переменить участь пана Януковича. Он получил то, чего так добивался в 2004-м. И чего не получил. Ни с помощью кучмовских фальсификаций, ни тем более законным образом.

Противники донецкого тяжеловеса тогда напоминали о его уголовном прошлом; смеялись над его топорными манерами; не замечали в нем малейших признаков государственного ума. За прошедшие пять лет он ничуть не изменился. Ни в лучшую, ни в худшую сторону. В личном качестве там просто нечему меняться. А в политическом – меняться незачем. Интересы кланов те же. Идеалы шахтеров прежние. И Восток Украины остался Востоком. И двойная игра – на словах за Россию, на деле за самих себя – неизбежна, как неизбежна была она пять лет назад.


Но в 2004-м победа Януковича была бы для свободной Украины крайним риском. А в 2010-м она по-своему полезна. И никакой печали не сулит.

Почему? Не потому, что Тимошенко хуже Януковича. Может, даже и получше. И тоже мало изменилась сравнительно с 2004-м. Риторика подчас другая, жесты в сторону России чередуются с европейскими книксенами; голова почтительно склоняется при виде иерархов Украинской православной церкви имени раскольника Филарета, а хвост виляет, чтоб москали не обижались. Но в целом – прежняя бой-баба. Коня на скаку остановит, оранжевый мир подожжет. Это вам не Ющенко, проигравший все, что можно и все, чего нельзя. Это настоящий политический боец.

Другой вопрос – играющий положительную роль в истории, или отрицательную; понимающий, что он в ответе за историю, или думающий только о ближайшей тактике. Прошу прощения. Играющая, понимающая, думающая. На этот неприятный вопрос и ответ не слишком-то приятный. Но, повторяю, за последние пять лет Юлия Тимошенко не переменилась. А вот политический контекст – и впрямь другой.

Победа Януковича в 2004-м означала бы приостановку всех демократических механизмов. И признание того, что выборы пустая формальность. Разложившийся клан Кучмы сказал – Янукович, Центризбирком ответил «есть», и посчитали все как надо. Победа Януковича в 2010-м означает: демократия работает. То есть правящая партия и ее вожди могут проиграть; даже не признав своего поражения на словах, они по факту мирно передадут власть своим врагам и отойдут в сторонку. Чтобы бороться за победу в следующий раз. Демократия не гарантирует замену худшего на лучшего; она гарантирует, что если худший надоел электорату, он будет изгнан. Ее единственное преимущество перед всеми остальными формами правления, принципами устройства политической жизни – в сменяемости лидеров и партий.

Уставшие от жизни консерваторы говорят со сдержанным смешком: избранник украинского народа не отличим от застойных назначенцев, и гораздо хуже спущенных из Кремля российских губернаторов; к чему нам дергаться, оставим все как есть, оно спокойнее. Может, и не отличим. Может быть, и хуже. Но он пришел – и уйдет. Если не устроит избирателя. А если устроит, ну что же; народу не на кого будет жаловаться, списывать собственную политическую немощь. Ни на кровавых жидочекистов, ни на кровавых жидов-олигархов, ни на обманувшую их власть. Имеет право погнать политиков взашей; имеет право оставить на собственной шее.

Более того. Переброс центра власти с Запада на Восток, наверняка временный, необычайно важен; Украина мучительно притирается сама к себе, учится уравновешивать трудносовместимые интересы двух своих неразрывных частей. Словесно враждуя, но не переходя на мордобой. Когда толпа сторонников Янковича размахивает синими флажками, а толпа сторонников Тимошенко – оранжевыми, но никто не идет стенка на стенку.

Собственно, мы видим, как трудно формируется новая гражданская нация, единая в своих неразрешимых противоречиях.

И все расчеты на то, что Янукович развернет Украину в Россию – до крайней мере глупы; он просто перестанет делать гадости по мелочам, сбавит темпы продвижения в Европу (Европа будет только рада) и начнет широко улыбаться при встречах с российскими коллегами. Все остальное в его политике будет жестко украинским. В восточной версии, но без отрыва от западных корней. Не потому, что он так хочет. А потому, что по-другому не получится.

А дальше? Что дальше? Он будет постоянно находиться в напряжении, потому что подмять политику под бюрократию, отстроить систему тотального подчинения – невозможно. Оппозиция есть, разнородная зависимость медиа от враждующих владельцев есть, а лишних денег нет, и обменять молчание электората на социальный пакет не удастся.

Более того; единственный шанс Януковича подольше продержаться в кресле президента, это отказаться от повторения роковых ошибок Ющенко, не играть на одной стороне, балансировать на стыке враждующих сил, переходя то на одну сторону, то на другую. То есть всячески поддерживать демократию.

В этом смысле Янукович образца 2010, совпадающий по контуру с Януковичем-2004, на самом деле превратился в главного деятеля оранжевой революции. Гораздо более оранжевого, чем был им поздний Ющенко. Он, кого готовили на роль могильщика демократии и защитника Кучмы от посягательств политических конкурентов, стал доказательством исторической правоты Майдана. За что боролись? За право выбора. Не за райскую жизнь. Не за божественно прекрасных вождей. Только за возможность переходов хода. Это право и эта возможность – получены. И подтверждены. Начинается реальная жизнь.

Александр Архангельский

РИА Новости
Поделиться
Комментировать