Лукашенко пройдет предпродажную подготовку

Чтобы поправить имидж, президент Белоруссии опять нанял лорда

Лукашенко верит: Белоруcсия — рай для инвесторов. Теперь английский лорд должен убедить в этом все прогрессивное человечество. Попытка №2

На днях белорусам представили очередного спасителя репутации страны. Спаситель носит громкое имя — лорд Питер Селвин Гаммер Чадлингтон, глава британского пиар-холдинга «Хантсуорт». Спаситель явился белорусским телезрителям всех каналов и сообщил, что поможет белорусскому правительству, которое просило посодействовать в проведении приватизации предприятий. То есть — «продать» на Западе Белоруссию как рай для инвесторов, а убитые предприятия — как чертовски перспективные. 


Оказалось, он вовсе не свалился с неба в правительственные коридоры, а давно уже откликнулся на просьбу о помощи, проанализировал программу белорусской приватизации и теперь-то уж точно знает, что делать. 

Чадлингтон — уже второй лорд-пиарщик, которого нанимает Лукашенко. Предыдущий лукашенкофил лорд Тимоти Белл, глава Bell Pottinger Group, занимался изменением имиджа Лукашенко на Западе целый год, пытаясь снять с него определение «последний диктатор Европы» и заменить его хотя бы «предпоследним диктатором», а то и «не самым последним диктатором». Спустя год контракт был расторгнут. 

Первого лорда Александру Лукашенко в свое время порекомендовал Борис Березовский. Он несколько раз публично говорил: «Мой друг Тим Белл сможет улучшить имидж Белоруссии на Западе!». Белл честно признался, что на контракте с Лукашенко заработает миллионы, не назвав, правда, точную цифру. Но в том, что «миллионы» будут действительно во множественном числе, никто не сомневался. По какой статье государственного бюджета проходили расходы на лорда, народу не сообщили. 

Заключив контракт летом 2008 года, за несколько месяцев до парламентских выборов, лорд Белл оптимистично заявил: «Первоочередной вопрос — парламентские выборы. Нужно, чтобы международное сообщество признало их честными и справедливыми». Выборы прошли, международное сообщество признало их жульническими, а результаты — нелегитимными. Тогда лорд Белл пообещал Александру Лукашенко: «Я тебе толпу западных журналистов пришлю, засветишься в самых влиятельных газетах!». Обещание, надо сказать, выполнил: в Минск действительно приехал на интервью с Лукашенко корреспондент Financial Times. Но статья вышла под заголовком «Последний диктатор Европы между Востоком и Западом». И написано там было все то же, что писали другие западные журналисты, с лордом Беллом вовсе не знакомые. И почти то же, что недавно показывали по НТВ в фильме «Крестный батька». 

Потом лорд Белл рассылал по европейским изданиям пресс-релизы, в которых было написано, к примеру, что новый белорусский закон о СМИ «прекращает цензуру, и полные жизни свободные СМИ обеспечат демократические права народа Белоруссии». Если учесть, что о новом законе получатели пресс-релизов уже успели написать (о том, например, как при практически полном отсутствии независимых медиа в Белоруссии новый закон уничтожает еще и интернет-пространство), — лордовская рассылка вызывала у них исключительно понимающий смех: бабки отрабатывает, вот и несет ахинею. Это все равно что получить пресс-релиз с информацией о том, что полное жизни плодово-ягодное вино «Крыжачок» обеспечит легкость в мыслях и радость утреннего пробуждения народа Белоруссии.  

Последнее, о чем мечтал лорд Белл, — это вылепить на Западе из Лукашенко большого друга еврейского народа. «Все люди думают, что вы антисемиты. Это совершенно не так, у вас очень тесные отношения с Израилем. Вы совершенно не антисемиты», — говорил лорд Белл еще в качестве нанятого пиарщика в интервью «Белгазете». «Вы» он, конечно, говорил вовсе не о коллективе газеты и даже не о белорусском народе, а об Александре Лукашенко по принципу «государство — это он». Но вот насчет тесных отношений с Израилем — если лорд имел в виду, что «там на четверть бывший наш народ», то он, конечно, прав. А вот насчет тесных государственных отношений — тут уж, извините, брехня. После многочисленных высказываний Лукашенко (пример: «Если вы были в Бобруйске, вы видели, в каком состоянии город? Страшно было зайти, свинушник был. Это в основном еврейский был город, вы знаете, как евреи относятся к месту, где они живут?») лидеры Израиля призывали весь мир на борьбу с новым антисемитизмом. И имели в виду они отнюдь не бен Ладена. Так что увидеть в Лукашенко толерантного милашку может только слепоглухонемой капитан дальнего плавания. А их в мире слишком мало, и проект снова провалился.

В общем, прошлым летом лорда Белла из Белоруссии выгнали взашей. Впору было обрадоваться врачам и воспитателям детских садов — может, теперь бюджетные деньги перестанут расходоваться на чужестранных лордов? Но не случилось. Новый лорд Чадлингтон намерен угнездиться на месте предшественника всерьез. Правда, он не повторяет ошибок лорда Белла и не декларирует, что уже завтра Александр Лукашенко будет принят Ее Величеством и пожалован титулом пэра. Он скромно говорит о том, что всего лишь поможет государству провести приватизацию. То есть будет врать Европе, что нынешняя Белоруссия очень привлекательна для западных инвесторов, а демократ, либерал и большой друг детворы Лукашенко является наилучшим в мире гарантом сохранности инвестиций. И никто никогда не заставит инвестора строить за свои деньги ледовые дворцы и финансировать в обязательном порядке колхозы. 

Впрочем, я верю, что это ненадолго. Лорд Чадлингтон знаменит тем, что в 1997 году был с треском уволен с поста директора Британской королевской оперы за некомпетентность, потому что всего за два года довел ее до банкротства. Даже при финансовой поддержке правительства ведущий театр под чутким руководством лорда Чадлингтона разорился. Так что добро пожаловать в Белоруссию, милорд! У нас еще осталось — специально для вас — несколько не успевших разориться предприятий. 

Ирина Халип

Новая газета

Поделиться
Комментировать