Нищук: «Будет глупостью заставлять кого-то переходить на другой язык»

Новый министр культуры Украины Евгений Нищук — о будущем русского языка и опасности дилетантизма во власти

Фото: teatre.com.ua

27 февраля Верховная рада Украины избрала новое правительство. Пост министра культуры достался Евгению Нищуку (почти все российские СМИ сегодня напечатали его фамилию с ошибкой — Мищук). Заслуженный артист Украины играет в труппе «Созвездие» и в Национальном театре имени Ивана Франко, но общенародную известность приобрел как «голос майдана»: Нищук вел митинги во время «оранжевой революции» 2004 года и вернулся на то же место спустя девять лет — с началом нынешнего украинского кризиса. Министр рассказал корреспонденту «Известий» о том, как искусство будет спасать страну от раскола.

— Как вы оказались кандидатом в министры?

— Я узнал об этом из СМИ. Когда друзья говорили, что меня хотят выдвинуть в руководители минкультуры, я думал: «Да ну, зачем это?». Спустя два дня пошли звонки от наших деятелей искусства. Они были на народных радах и сказали мне: «Там выдвигаются такие кандидаты, что мы боимся: будет полный бардак. Хоть у тебя и небольшой стаж, но ты адекватный человек, мы хотим, чтобы ты набрался мужества и согласился». Это заставило меня отнестись к делу серьезнее. Ну а решающим моментом был вчерашний выход на майдан. Если бы реакция людей на мою кандидатуру была отрицательной, мне стоило бы отказаться — так я скорее стал бы национальным героем. Но реакция была вроде как поддерживающая. И я принял решение. Не знаю, верное ли — время покажет.

— У вас есть опыт руководящей работы?

— Я творческий человек, но начиная с 2000 года проводил много культурных акций, мероприятий, фестивалей, так что с организационной работой знаком. Да и два майдана вынесены на моих плечах, хотя, может, и не мне об этом говорить.

— Вы понимаете, что одно дело майдан, другое — работа в кабинете.

— Конечно, понимаю. Я буду скорее стратегическим репрезентатором, чем функционером. Вряд ли я всё сразу уловлю, а может, это мне и не нужно. Но заместители должны быть опытными системными людьми, умеющими разбираться с бумагами и делать черновую работу.

— Вы не боитесь, что новое правительство окажется дилетантским?

— Ну как вам сказать? Боюсь, конечно. Но на самом деле там немного людей без опыта. Особенно в экономическом блоке, где рисковать нельзя. Работа министерства культуры все-таки допускает бóльшую роль креатива.

— С чего начнете работу? Какова будет ваша культурная политика?

— Сейчас именно искусством и талантливыми людьми нужно сшивать раскол в стране. Искусство — это самая большая политика. Я хочу полностью поменять команду заместителей, привести новых людей, у которых есть свежие идеи. На протяжении всего времени независимости наше минкультуры обслуживает только приезды президента и премьера, подносит цветы и так далее — такова главная миссия. Я посмотрел, сколько денег на это идет — ужас! Плюс смотры самодеятельности во дворце «Украина», куда приезжают областные коллективы — это коммунизм, который надо немножко убирать. На Украине всегда говорили, что село — очаг культуры. Но сейчас сеть сельских клубов уничтожена. Заняться ее восстановлением — вот большая задача. Денег сейчас, может, не хватит, но мы будем привлекать инвестиции. Мне уже звонили из США и Канады с предложениями.

— После отмены закона о государственной языковой политике русскоязычные театры должны будут перейти на украинский?

— Ни в коем случае. Ведь и до принятия этого закона такие театры всегда играли на русском, и никаких проблем не было. И сейчас нет. Отмена закона никак не повлияет на работу русскоязычных театров. У них же свои традиции. Будет большой глупостью, если мы начнем заставлять кого-то переходить на другой язык.

— Вступив в новую должность, вы прекратите актерскую карьеру?

— Не смогу, и я сразу поставил такое условие. Конечно, моя творческая деятельность будет не очень интенсивной, но те спектакли, в которых я занят, отменять не буду. Поздно вечером я имею право играть. И еще: может быть, это самоубийство, но я понимаю, что работа в правительстве — это ненадолго. Я действующий актер в расцвете сил и не могу жертвовать профессией. Но что смогу сделать за какое-то время — с помощью своей энергии и знакомства со многими людьми, — то попытаюсь сделать.

Ярослав Тимофеев

Известия

Поделиться
Комментировать