Президент из трущоб

Виктор Янукович: несколько шагов от шахтерского барака до президентского дворца 

В начале двухтысячных Виктор Янукович закончил карьеру провинциального столоначальника, превратившись в одного из самых известных политиков Украины. О Януковиче известно все и ничего. Стараниями оппонентов его неформальный портрет был написан исключительно темными красками. На самом же деле Виктор Янукович не так страшен, как его малюют. И вся его исполненная невероятными виражами биография свидетельствует о том, что он не одноразовый политик, а вполне долгоиграющий тяжеловес.

Пан Я

Впервые о Викторе Януковиче мне довелось услышать от матери одного дальнего родственника. Лет шесть тому назад пожилая дама приехала из города Сумы в Москву навестить сына. Она шепотом, поминутно оглядываясь, поведала нам, москалям, о неком "пане Я" - да-да, она почему-то именно так его называла, - который рвется в украинскую политику, тогда как против него в свое время было возбуждено уголовное дело, да еще и не одно! Сразу подумалось: дыма без огня не бывает. С другой стороны, есть ли на нем уголовка или нет, это еще надо доказать, но раз начинающему политику такую плюху клеят – значит боятся.


Донбасская юность "пана Я" предоставляет его официальным биографам, как, впрочем, и злопыхателям-летописцам, невероятный простор для воображения. Похождения будущего президента Украины достойны исключительно авантюрного романа. Документально же анализировать биографию Януковича, как справедливо считает депутат немецкого Бундестага Карл Георг Велльманн, - это контрпродуктивное дело. Бурная история Януковича - плоть от плоти жизни шахтерского послевоенного поколения.

Енакиево, Макеевка, Горловка... Имена тягучие и серые, как и сами эти невзрачные города-поселки. Темные курганы из пустопородных отвалов, разбитые дороги и нескончаемые бараки со слепыми окнами в ряд и с непременными двумя противоположно расположенными входами. Тут-то в начале пятидесятых у рабочего Федора Януковича и появился на свет первенец Виктор. Не прошло и трех лет, как мать мальчика, Ольга Леонова, переехавшая из России в край терриконов, умерла. Отец женился во второй раз, у Виктора появились две сводные сестры. Его самого родители спихнули бабушке и больше сыном не интересовались. Двусмысленность ситуации усугублялась тем, что отец и сын продолжали жить в одном и том же бараке - только входили они в дом с разных торцов. Как вспоминает друг детства Виктора Януковича Юрий Целковский, папаша новоизбранного украинского президента имел с Бахусом весьма тесные отношения - часто возвращался с работы "с бутылочкой винца: любил посидеть, хряцнуть".

Пацаны в Раздоловке - так назывался район, где прошло детство Януковича, - в прямом смысле пить, курить и говорить учились одновременно. Не зря их двор прозвали Пивновкой. Чуть ли не каждый вечер заканчивался дракой, едва ли не каждый выходной день превращался в поножовщину. Пацаны сбивались в банды: сражались в кровь стенка на стенку, срывали меховые шапки с чужаков, забредших по неосмотрительности или наглости в енакиевское "гетто", конфликтовали с алчной милицией... В семнадцать лет Виктор Янукович был осужден в первый раз. В его казенной биографии, размещенной на интернет-сайте с громким названием Homo Politicus, о первой и второй "ходках" президента сказано обтекаемо: "В 17 и 19 лет был незаконно осужден, и - за отсутствием состава преступления - в 1978 году президиум Донецкого областного суда отменил оба приговора".

О составе правонарушений молва ходила разная. Наиболее распространенная версия гласит, что в 1967 году он был осужден по статье 141 части 2 УК УССР на три года лишения свободы за грабеж. Следующая судимость, от 1970 года, была по статье 102 УК - два года лишения свободы за причинение телесных повреждений средней тяжести. Сам Янукович пенитенциарные страницы своего резюме от электората не скрывает. Что весьма разумно. К тому же, согласно действующему украинскому уголовному законодательству, судимости нового президента официально погашены.

Впрочем, как утверждают злые языки на Подоле, новая жизнь началась у Януковича, освоившего основы правовых знаний в исправительно-трудовом учреждении № 52, сразу после того, как он женился на племяннице председателя народного суда города Енакиево. С Людмилой Александровной, выпускницей Макеевского инженерно-строительного института, Виктор Федорович живет душа в душу и по сей день. У них двое сыновей. Президент не скрывает, что его крепость - это его дом, а залог его успехов - его семья...

Другое дело - многочисленные белые пятна в биографии Януковича. Одно из них - назначение студента второго курса заочного отделения Донецкого политехнического института Виктора Януковича директором автобазы производственного объединения "Орджоникидзеуголь" в родном Енакиеве. Казалось бы, парню только двадцать шесть. У него нет ни производственного опыта, ни партбилета, необходимого для номенклатурной должности, зато есть две судимости. И тем не менее назначение становится актом и фактом. Ларчик же просто открывался: за Януковича-младшего горой встали друзья юности Януковича-старшего. Федор, отец будущего президента, ходил в молодые годы в летный клуб, где его закадычными приятелями были Георгий Береговой и Николай Семченко.

В советское время представлять этих двух замечательных людей не надо было. Георгий Береговой, фронтовой летчик, получивший в боях с гитлеровцами Звезду Героя Советского Союза, во второй раз был отмечен этой высокой наградой за полет в космос. Этот уроженец Полтавщины был на Украине кумиром. Влиянием в Донбассе пользовался и Николай Семченко, директор производственного объединения "Орджоникидзеуголь". Рассказывают, что оба - Береговой и Семченко - однажды встретились с Виктором и долго толковали с ним. О чем? Остается догадываться. Но после этой "промывки мозгов", говорят, Янукович стал другим человеком. Он словно родился заново, и жизнь его пошла по восходящей.

Руководитель советского типа

Виктор Янукович с молодых лет научился не только прислушиваться к наставникам, но и не подводить их. В 1980 году не без поддержки своих менторов будущий президент Украины стал членом КПСС. Рожденные в СССР еще помнят, какой козырь давал партбилет человеку, делающему карьеру. Рост Януковича по номенклатурной лестнице пошел как на дрожжах. На протяжении двадцати восьми лет он находится на руководящей работе - возглавляет ПО "Донбасстрансремонт", ПО "Углепромтранс", Донецкое территориально-производственное объединение автотранспорта...

Молодой, внушающий доверие, этот руководитель советского типа стремительно обрастает связями, полезными знакомствами. Что закономерно: помимо кадров на шестой части суши все решают грузопотоки. Те же, кто ими рулит, держат руку на пульсе страны. А она разваливается. Однако уроженец шахтерского барака из пыльной Раздоловки и тут оказался в нужном месте и в нужное время. В мае 1989 года он выигрывает на альтернативных выборах директора автопредприятия, обслуживающего весь Донбасс. В городах и весях шахтерского края горняки молятся на него - кормильца, работодателя: уголек из забоя можно добыть, но как его с рудника вывезти-то?

В 1991 году Советский Союз перестает существовать. А Донбасс продолжает выдавать на-гора антрацит. Экспортирует же его и в Россию, и за кордон Янукович со товарищи. Именно он снабжает топливом и местных металлургов, на предприятиях которых вместо "красных" директоров и "прорабов перестройки" появляются новые хозяева. Жесткие, хваткие, деловые. Они вышли из тех же самых бараков, что и Янукович. Что характерно, с ним они говорят на русско-матерном суржике, а между собой - чаще по-татарски. Их предки с Волги и из Сибири появились в Донбассе более ста лет назад. Поначалу работали в забоях рядом с русскими, украинцами и белорусами. А в горбачевскую эпоху сообразили, что им, предприимчивым и национально сплоченным, сподручнее заниматься торговлей и с этого плацдарма начать штурм промышленных, прежде всего металлургических предприятий.

На берегах Днепра не один год ходили слухи о том, будто во власть Виктора Януковича буквально затолкал мультимиллиардер Ринат Ахметов, глава клана донецких татар, богатейший человек страны и ныне - депутат Верховной рады. Какая-то правда в этом, наверное, есть, но только частичная. Дело в том, что Виктор Янукович действительно оказался персоной востребованной. С его связями, знанием региона и опытом он не мог в Донбассе остаться в тени. Особенно тогда, когда теоретиков либеральных реформ сменили крепкие хозяйственники. На них и оперся Леонид Кучма, ставший президентом.

Кучма - вот истинный крестный отец Януковича. В августе 1996 года Виктор Федорович был назначен заместителем главы областной госадминистрации по промышленности, а в сентябре - первым замом. И года не прошло, как он садится в кресло донецкого губернатора. Казалось бы, вот он, триумф! Он, вчерашний пацан из трущоб Пивновки, как думали многие, исчерпал свой карьерный потенциал. Дальше расти вроде бы некуда. Но так рассуждать могли только те, кто плохо представлял себе, кто такой на самом деле Виктор Янукович.

За пять с небольшим лет его правления Донбасс превратился в государство в государстве. Область первой на Украине ликвидировала задолженности перед работниками бюджетной сферы и пенсионерами. Здесь было налажено автономное энергообеспечение, выстроен замкнутый цикл промышленного производства, возникли самостоятельные внешние связи... А в 2000 году регион начал лидировать по темпам прироста ВВП на Украине, за год увеличив свои доходы в полтора раза. Тогда Кучма произнесет свою знаменитую фразу о том, что Янукович будет работать на своей должности столько, сколько он сам будет находиться на своей.

Впрочем, потенциальным преемником президента Кучмы, более того - его фаворитом, Виктора Януковича сделали вовсе не экономические успехи, а заслуги иного рода.

Дело в том, что в первом туре президентских выборов 1999 года самая густонаселенная область Украины отдала большинство голосов за Петра Симоненко, вечного кандидата от коммунистов: 39,40 процента. Тогда как за Леонида Кучму - всего 31,96 процента. "Караул!" - возопили в избирательной штаб-квартире действующего президента. И тут произошло чудо. Во втором туре выборов число сторонников Кучмы в Донбассе решительно выросло - за него проголосовали 52,98 процента донецких избирателей. Злые языки утверждают, будто перевыборы президента тогда не обошлись без азартных болельщиков "Шахтера". Дескать, фанатики этого популярнейшего футбольного клуба, принадлежащего Ринату Ахметову, так умело агитировали за киевского "папу", что электорат решил своим здоровьем не рисковать.

Знаменательно, что о болельщиках того же "Шахтера", передвигающихся по маршруту Донбасс - Киев, вновь вспомнили за несколько месяцев до назначения Виктора Януковича премьером в 2002 году. Тогда, когда главы нескольких парламентских фракций открыто заявили президенту Кучме о своей неготовности видеть Януковича в этой должности, десятки тысяч автобусов с отрядами "болельщиков в штатском" прибыли в столицу из Донецка и заняли многокилометровые обочины киевских магистралей.

Тяжеловес

Возглавив кабинет министров, Янукович то и дело демонстрировал свою политическую солидарность с Кучмой. Иначе он бы не выжил в статусе фаворита президента Украины, как известно, подозрительного до болезненности. Осторожность и изворотливость - вот классические качества политика, которыми вполне обладает новоизбранный глава украинского государства. Как только Леонид Кучма почувствовал, что теряет контроль над массами, и заговорил о политической реформе, Виктор Янукович тут же "поймал волну". Он заявил: "Я считаю, что для Украины сегодня нужен жесткий механизм власти, предусматривающий президентское правление сроком не менее десяти лет". Тогда это прозвучало как грубый подхалимаж, на самом же деле болельщик "Шахтера" проецировал все сказанное на самого себя.

Фанат автогонок Янукович формулирует свое политическое кредо в стиле пилота "Формулы-1": "Необходимо, чтобы при хорошей скорости человек мог "дер-жать" тормоза. Гонщик всегда должен демонстрировать высокое мастерство и корректность. Только тогда он может достигнуть высоких результатов и заслужить уважение".

Янукович сполна продемонстрировал эту хваленую "корректность": возглавил первое на Украине коалиционное правительство, подписывал памятный меморандум со своим "заклятым другом" Виктором Ющенко, создавал "бело-голубую" - в пику "оранжевым" - Партию регионов, ставшую его политическим тараном, и гарантировал мораторий на передел собственности депутатам-оппозиционерам...

Он знает, где надо ломиться очертя голову, а где и сдать назад, уступить. Дер-жится за власть не так демонстративно, как его основные соперники. Так, на предыдущих президентских выборах Виктор Янукович после, казалось бы, победного второго тура согласился с результатами пересчета голосов. Хотя вполне мог бы уступить давлению своего окружения, призывавшего разогнать майдан водометами. Но Янукович предпочел тактическое поражение политическому самоубийству. Он умеет не только догонять, но и ждать. Наиболее исчерпывающую характеристику Янукович однажды дал себе сам: "Критика стимулирует: злее будем".

Любопытно, что на Западе его неуклюжесть, угловатость (в графе анкеты "Ученые звания" он написал: "Проффесор") воспринимаются как дикость, необузданность. Как напишет лондонская The Guardian, "он выглядит люмпеном даже на фоне других политиков из пост-коммунистических стран, а его речи тяжелые и вязкие, как сало".

Впрочем, на пикировку с Западом у Виктора Януковича на новом посту время вряд ли найдется. В его ближайших планах - свалить кабинет Юлии Тимошенко и "заняться делами". Украина, которая, как он заметил однажды, "вовсе не Россия", должна будет и газовую проблему решать, и определять свое отношение к НАТО... Поверим нью-йоркскому Newsweek, вовсе не испытывающему симпатий к новому президенту: "Если он проявит хотя бы минимальную компетентность в управлении государством, то уже справится с задачей лучше, чем его предшественники".

Кирилл Привалов

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать