"С Ющенко разговаривать бесполезно. Он - политический труп"

"Всё, что я хотел сказать президенту Украины, я сказал", - заявил президент Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос о своем послании Виктору Ющенко. Тем не менее появляются все новые версии о том, зачем российский президент написал украинскому и что на самом деле стоит за этим важным текстом. Члены Политклуба "Известий" - ведущие политологи и эксперты страны - на очередном заседании обсудили послание Дмитрия Медведева.

"Новый стиль"
Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМа:

- Имея четкий адрес - Ющенко, послание Медведева парадоксально свидетельствует: с Ющенко разговаривать бесполезно. Он - политический труп. Точка. Недолго ему осталось уже присутствовать на украинской политической сцене. И было бы ошибкой считать, что Медведев в послании пеняет "украинским политикам в целом" или, того смешнее, винит в чем-то украинский народ. Конечно, и политики, и народ вольны интерпретировать послание как им угодно. Но основная вина за ухудшение наших отношений лежит на украинском президенте: иначе трактовать Медведева - грешить против духа и буквы послания.


- Звучала в СМИ даже такая точка зрения, что все это затеяно, чтобы Зурабова не посылать, - припомнили коллеги. Тут пришлось проявить осведомленность "Известиям":

- Ну, во-первых, России такие трюки исполнять как-то не к лицу. Не по чину. А во-вторых, знаем совершенно точно, что кандидатуру нового посла выдвинул лично президент Дмитрий Медведев - и сам же отложил до поры. Конечно, это знаковая вещь, кстати, в мировой дипломатии прецедентов не имеющая. Но если уж думать о будущем, то выбор Михаила Зурабова, человека подчеркнуто рационального, современного, даже технократичного, должен тоже нечто важное сообщить Украине. В сущности, ей предлагаются новые основы взаимодействия, новый стиль, если хотите.

- Кстати о стиле, - снова взял слово Федоров. - На всех последних украинских выборах активно разыгрывалась российская карта. Указание, что та или иная сила является пророссийской, служило очень мощным раздражителем для значительной группы украинских избирателей, прежде всего жителей Западной и Центральной Украины, а также Киева. Тот факт, что Москва в это острое предвыборное время даже посла не будет назначать, - знак того, что все попытки разыграть в негативном для нас ключе российскую карту провалятся. Что хотите, то и делайте, мы будем работать с любой силой, которую приведут к власти украинские избиратели. То есть это - удар против спекуляций. Профилактический, предупредительный.

До украинских выборов никаких радикальных перемен не будет. Проблема только в том, что все меньше времени остается для решения финансовых вопросов по поставкам газа. Уже известно, что закачка газа в украинские подземные хранилища идет недостаточными темпами, и, значит, все идет к очередному повторению газовой истории. Дежавю! Конечно, это будет нервировать всех, в том числе и Европу. В этот раз она, глубоко вникнув в российско-украинские коллизии, имеет шанс занять более жесткую позицию по отношению к Украине. А значит, послание в каком-то смысле адресовано и Европе.

"Это важное предупреждение"
Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ:

- Для тех, кто не слишком внимательно следит за развитием политической ситуации на Украине, обращение президента Медведева к Ющенко прозвучало как гром среди ясного неба. Однако многие понимают: такое резкое и в чем-то беспрецедентное политическое действие наш президент, совсем не склонный к импульсивным поступкам, не мог не сделать без самых серьезных на то оснований. В украинской политике обращает на себя одна тревожная особенность. У Ющенко по всем соцопросам настолько низкий рейтинг, что полностью исключает для него возможность избраться на следующий срок. Его не поддерживают и правительство, и Верховная рада. И тем не менее Ющенко упорно заявляет о том, что будет бороться за власть. Здесь не надо ссылаться на так называемый эффект Ельцина 1996 года, мол он тоже в начале кампании имел рейтинг 3%. Все возможные и невозможные способы скомпрометировать основных претендентов на пост президента - Януковича и Тимошенко - уже были им опробованы и не дали никаких результатов. Следовательно, у Ющенко остается только отвергнутый Ельциным в самый последний момент "вариант Коржакова": найти предлог, чтобы отменить выборы силовым путем и ввести прямое президентское правление.

Но "репетиции" такого рода действий (вспомним "маски-шоу" в "Нафтогазе Украины") показали, что силовые структуры Украины разобщены и консолидировать их под президента не удастся. Для команды Ющенко остается только один выход - спровоцировать острый внешнеполитический конфликт и с криками "Отечество в опасности!" распустить правительство и парламент, ввести прямое президентское правление, может быть, даже интернировать "пятую колонну".

- Как-то уж очень конспирологично, - засомневались коллеги Жарихина.

- Хочу заметить, что о таком варианте развития событий неоднократно говорила совсем не склонная к паническим настроениям Юлия Тимошенко.

Обратите внимание на высказывание президента Медведева на пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель - "сказал в письме все что хотел, а если говорить дальше, то получится еще жестче". Понятно, что наш президент намекает: в письме он описал только то, что уже сотворила команда Ющенко для обострения отношений с Россией, но он имеет достоверную информацию о том, что возможны еще более серьезные провокационные действия. Направления, по которым будет осуществляться эскалация напряженности, четко обозначены в письме: Черноморский флот, поставки оружия в Грузию, газовые проблемы, давление на русскоязычное население Украины, фальсификация общей истории двух стран, провокации против российских дипломатов и политиков.

По этим причинам необходимо было обнародовать письмо именно сейчас, перед началом избирательной кампании на пост президента Украины. Письмо Медведева сделало предметом гласности стремление команды Ющенко форсировать ухудшение отношений с Россией с целью сохранить власть вопреки мнению подавляющего большинства населения Украины и тем самым во многом его заблокировало. Теперь всем на Украине будет совершенно ясно, кто и для чего все это делает.

Есть и еще один аспект... Медведев своим письмом обозначил новую стратегию поведения России на постсоветском пространстве. Россия больше не потерпит безответственного поведения политических элит, которые будут пытаться решать свои внутриполитические проблемы за ее счет, испытывая ее долготерпение и рассчитывая на ее пассивность.

"Ющенко принял "Голодомор" от Геббельса"
Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:

- Да, диалог с Ющенко невозможен. Напротив, постоянные консультации с другими влиятельными украинскими политиками необходимы! Необходимо и создание мощной сети неправительственных организаций, фондов и исследовательских центров, которые выступали бы за широкую интеграцию Украины в структуры СНГ, за стратегическое партнерство с Россией. Которые не искали бы "национальную идентичность" с помощью откровенной фальсификации истории.

Украина - молодая, даже младенческая по историческим меркам страна. Молодость нации - это всегда комплексы, часто болезненные, иногда опасные. Ющенко играет на них. Самоутверждаясь, он по-большевистски грубо превращает историю в политику, опрокинутую в прошлое. Вот "голодомор" - главная историческая ставка украинского президента. Голод начала тридцатых, вызванный неурожаями, коллективизацией и крайне неэффективной аграрной политикой Сталина, свирепствовал во всем Советском Союзе. На Украине погибло, по оценкам специалистов по демографии и аграрной истории, от 2,2 до 3,5 миллиона человек. Ющенко настаивает на другой вилке: 7-10 миллионов. Президент Украины давно выступает за признание "голодомора" геноцидом украинского народа. Не исключено, что жертв по этой логике должно быть не меньше, чем жертв Холокоста (6 миллионов).

"Битва за голодомор" Виктора Ющенко может отчасти объясняться влиянием его жены. Катерина Ющенко состояла в Союзе украинской молодежи - радикальной организации, работавшей под эгидой бандеровской Организации украинских националистов (ОУН). Затем она тесно сотрудничала с Антибольшевистским блоком народов, который называют "самым большим и самым значительным зонтом для бывших нацистских коллаборационистов во всем мире".

Давайте вспомним тех, кто первыми начал разговор о геноциде. В августе 1933-го о нем написал нацистский официоз Volkisher Beobachter. Может быть, это было общее мнение? Нет! The New York Times, признавая факт голода, назвала рассуждения о геноциде украинцев пропагандой. Велась ли такая пропаганда и как долго? Вот, например, в 1941 году в листовках, распространявшихся на оккупированной территории СССР, ОУН обвинила в геноциде украинцев "московский жидо-коммунистический режим". ОУН, между прочим, тогда финансировали нацисты. А печатало те листовки Министерство пропаганды и народного просвещения Германии. То есть ведомство Геббельса. Ни историки, ни ОУН, ни Геббельс, ни украинская эмиграция до сих пор не нашли документов, в которых подтверждалось бы, что голод 1932-1933 годов имел целью уничтожить именно украинский народ. Глупо искать корни там, где их никогда не было. Но обязательно нужно найти их там, где они есть. Иногда нужно копнуть глубже. Голод начала 30-х - общая боль народов бывшего СССР.

"Политика Киева шизофренична"
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

- Я бы сравнил это обращение с мюнхенской речью Владимира Путина. Это тоже своего рода стратегический манифест. Он выражает новое понимание российской глобальной стратегии. В данном случае - по вопросу Украины.

Почему неприемлема позиция Киева? Политика Киева шизофренична. Они строят экономику, зависящую от России, и одновременно политику, враждебную ей. Они как бы говорят: давайте бороться с вами, но за ваш счет. Определенные круги на Западе, в том числе и в Европе, и США тоже говорят: вы несете ответственность за Украину, но не должны влиять на ее политику.

Послание Медведева, безусловно, услышано. Потому что прозвучало в политическом интерьере кампании по выборам президента Украины в условиях, когда там - что, кстати, опасно - существует некоторая растерянность по вопросу о будущем лидере. У нас любят описывать царящую в украинской элите разруху, но глубокое разочарование украинских граждан во всех политиках может привести к ошибкам при выборе кандидата. Медведев доходчиво объясняет украинской политической элите: если вы хотите иметь прочные долговременные стратегические отношения с Россией, то вот что неприемлемо для России. Дальше решайте сами.

Украинская предвыборная кампания будет бурной. В ней участвуют не только интересы России, но и интересы разных западных групп. Произойдет ли в ходе кампании консолидация вокруг позитивной повестки дня? Это вопрос пока открытый. Есть такая точка зрения: Россия должна молчать в тряпочку, чтобы не помочь случайно националистическим деструктивным кандидатам. Полная чепуха! Спасти платформу действующего президента Ющенко, который дискредитировал ее не столько перед нами, сколько перед своими избирателями, уже невозможно. Россия в рамках своей, уже более обдуманной стратегии не выдает какие-то мандаты отдельным кандидатам (ты - хороший, а ты - плохой), а определяет коридор, в который могут выходить самые разные кандидаты. Чем больше их там будет, тем лучше. Мы не предлагаем монопольных решений, мы не позволяем своей политике становиться, как это раньше было, зависимой от местных политических корпораций.

Теперь самая большая опасность для Украины - внутренний политический распад. При этом я не думаю, что среди возможных сценариев есть вариант физического распада Украины на части, как некоторые полагают. Давайте фантастические варианты исключать.

"Медведев объявил войну..."
Александр Дугин, политолог:

- Я расцениваю эту декларацию Медведева как объявление войны.

- Войны кому? - тут же прер-вали Дугина заинтригованные коллеги.

- Не Украине, не Ющенко, не политическому руководству Украины. Это - объявление войны Соединенным Штатам Америки.

- Поход на Нью-Йорк, что ли? Ать-два? - развеселились политологи.

- Слово "война" я употребляю, конечно, только в политическом смысле, - успокоил Дугин. - Не Россия начала эту войну. Эту войну начали США. Точнее, они не прекратили наступать на нас после того, как мы в одностороннем порядке призвали к миру в конце 80-х - начале 90-х годов. И у нас ушло больше двадцати лет на осознание того, что односторонний призыв к миру противоположной стороной воспринимается как поражение и никак иначе. Они пытаются нас подавить и морально - как раз с этим связано недавнее заявление об отождествлении коммунизма и фашизма, и физически - отбирая то, что мы готовы были обсуждать в качестве нейтральной зоны.

- Так что сейчас изменилось-то? - спросили эксперты.

- Сейчас Россия сказала: полновластию Америки в Украине - нет, Украине - члену НАТО - нет, курсу политического руководства Украины на однозначную интеграцию в западные структуры без учета российских интересов - нет. 

До этого мы вообще Украиной всерьез не занимались. Мы только крутили вентиль - открыли, прикрыли. Да, это инструмент, но он задействует, условно говоря, одну тысячную нашего потенциала. Если мы задействуем больше половины нашего потенциала в борьбе за Украину, мы имеем шанс выиграть. Я не раз говорил: если мы теряем Украину в качестве брата и доброго соседа - мы теряем и нашу собственную независимость. Вот что на чаше весов.

Заседание Политклуба провели Екатерина Григорьева, Владимир Мамонтов и Александр Садчиков

Известия
Поделиться
Комментировать