Учебник оккупации

Очередная новость из Тбилиси: в грузинских школах с этого учебного года вводится новое пособие по истории — “200 лет российской оккупации”. Как можно догадаться из названия, учебник трактует весь период совместного существования России и Грузии как “оккупацию”. 

Грузинские дети уже давно учатся по учебникам, где дается именно такая трактовка нашей совместной истории. Добровольное (после многолетних просьб) вхождение Грузии в состав Российской империи представлено как “аннексия”, Россия — как источник всех грузинских бед, включая нашествие иранского шаха Ага-Магомет-хана, которого тоже, оказывается, натравила на Тифлис коварная Москва. В Тбилиси уже несколько лет существует “музей оккупации”. Так что новый “учебник оккупации” лишь продолжает славную традицию, начатую еще предшественниками Саакашвили.


Руководитель тбилисского института Евразии Гулбаат Рцхиладзе утверждает: “Долгое время грузинские историки предлагали нашему обществу примерно следующую формулировку при оценке вхождения Грузии в состав Российской империи: “потеря независимости — это, конечно, зло, но выбор России — это в тех исторических условиях наименьшее зло из возможных”. Я еще помню, как в 1983 году торжественно праздновалось 200-летие Георгиевского трактата. А с конца 80-х появился термин “оккупация”, акцент стал делаться именно на утрате Грузией независимости. Но это все было на уровне общественных настроений”.

Эксперт считает, что именно при Саакашвили появилось нечто совершенно новое: госзаказ ученым на изложение именно такой истории Грузии. “Это, как и снос памятников, часть антироссийской, а по сути уже антирусской кампании, которая очень хорошо продумана и просчитана. И я уверен, что Саакашвили здесь руководствуется подсказками своих американских консультантов”.

— Россия в подобной псевдоистории выставляется коварным и жестоким оккупантом, который в течение 200 лет угнетал и уничтожал Грузию, причем в этом отношении Михаил Саакашвили странным образом ставит знак равенства между русскими, турками и персами, — утверждает политолог Андрей Епифанцев. — Но если турки и персы за несколько веков своего владычества в Грузии довели ситуацию до того, что от некогда могущественного Грузинского царства осталось несколько раздробленных и почти разрушенных княжеств, а самих картвел к концу 18-го века осталось меньше 100 тысяч, то Россия собрала грузинские земли, отвоевала почти все то, что сами грузины потеряли за много лет до того и, что, возможно, даже более важно, консолидировала, по сути, создала грузинский народ. Ведь еще 100—150 лет назад единой грузинской нации как таковой не существовало — это были картвельские народы, в значительной степени отличавшиеся друг от друга и по языку, и по вероисповеданию, и по традициям, и т.д. Только в Российской империи и позднее в Советском Союзе грузины смогли сформироваться как единый этнос. Причем этнос, который в единой семье народов был, наверное, первым среди равных. В целом ряде случаев грузинам и Грузии предоставлялись более благоприятные условия, чем остальным народам, включая русский.

Политолог считает, что причина выпуска книги в том, что все больше грузин стали понимать тупиковость современного официального курса Грузии и требовать от правительства наладить отношения с Москвой и с российским народом. “Естественно, это неприемлемо для людей, подобных Михаилу Саакашвили, являющихся в полном смысле этого слова преступниками, и, возможно, именно поэтому грузинские власти решили усилить нажим на информационном поле и с помощью сфальсифицированной истории хоть как-то оправдать свою позицию”.

Выпуск “учебника оккупации” может осложнить отношения Тбилиси с населяющими Грузию национальными меньшинствами. Так, армяне Джавахетии (населенный армянами регион Грузии) выступили с обращением, в котором называют выпуск учебника “деструктивным шагом”. Как заявил “МК” представитель армянской диаспоры Джавахка Агаси Арабян: “Мы не хотим, чтобы наши дети, которые учатся в грузинских школах, воспитывались в антироссийском духе. 

материал: Марина Перевозкина

Московский комсомолец
Поделиться
Комментировать