Украина – от края до края

Мы продолжаем рассказывать о житье-бытье бывших советских республик, 20 лет назад после «парада суверенитетов» разбежавшихся из семьи братских народов СССР по отдельным квартирам. Наш сегодняшний адрес – Украина, претерпевшая за время незалежности немало изменений.

Ломать – не строить?

Не знаю, как в других республиках, но украинцы уж точно никогда не голосовали за развал СССР – ни на востоке, ни на западе. Это факт. На референдуме 1991-го они подавляющим большинством поддержали сохранение Союза. Потом согласились, что при всей суверенности «Украина должна быть в составе Союза советских суверенных государств». И только перед лицом «смертельной опасности» – после ГКЧП – поддержали Акт независимости. Но ведь и там даже намека не было, что придется бить горшки с соседями. Ну, а историческая встреча в Беловежской пуще, как известно, прошла уже без всяких голосований.

Тогдашние политики, между прочим, никого не обманывали. В 91-м, еще не будучи «элитой нации», они четко и ясно разъясняли народу: «У нас богатейшая страна! И как только соседи-голодранцы перестанут кусать наше законное сало, мы заживем намного лучше!» Спустя 20 лет можно признать, что все это чистая правда: страна действительно была богатейшая, и ОНИ действительно стали жить намного лучше.
На днях соцгруппа «Рейтинг» провела любопытное исследование. Оказывается, 46% украинцев, большинство из которых жители юга и востока страны, сожалеют о распаде Советского Союза, а 40% уверены, что его можно было избежать.

Цифра серьезная, если учесть многолетнюю травлю «совдепии» в украинских газетах, фильмах, школьных учебниках и т.д. Впрочем, сегодня ситуация уже иная – предприимчивые чиновники и бизнесмены с дорогой душой готовы культивировать ностальгию по СССР, коль уж на нее такой спрос. Например, харьковский губернатор Михаил Добкин рассказал, что скоро в центре города появятся две гостиницы, в которых все – мебель, посуда, униформа – будет в самом рассоветском стиле. Ну, кроме сервиса, конечно. Что важно, строить их будут не за державный кошт, а за счет инвестора. В советском же стиле инвесторы уже реконструируют здание харьковского аэропорта. Наверняка в ближайшее время и другие города не замедлят поддержать народную ностальгию. Но это так, к слову.

Понятно, что 46% украинцев соскучились вовсе не по КПСС или пресловутой колбасе за 2.20 (хотя кто бы был против!) – им не хватает сильного государства со стабильной экономикой и нормальной работой. Журналисты газеты «Сегодня» подсчитали, что по сравнению с 1988 годом цены на Украине выросли в 15 раз, а средняя советская зарплата в пересчете на гривны была больше почти на треть.

Намного хуже, чем при Союзе, стали зарабатывать почти все бюджетники – учителя, врачи, военные, разве что у высоких чиновников оклады так-сяк сопоставимы с былыми. Самые пострадавшие – шахтеры, их зарплаты уменьшились втрое. Ко всему прочему в сравнении с советским временем круто подорожали коммунальные услуги, еда и бензин.

Однако не все так плохо. Догнали и далеко перегнали советский уровень оплаты труда банковские сотрудники, летчики и весь частный сектор. Не жалуются таможенники – с появлением новых границ их полку прибыло. По слухам, не бедствуют и олигархи, и, конечно, взяточники – там идет четкая индексация. Всех означенных можно смело отнести к 36% украинцев, согласно опросу, ничуть не жалеющих о развале «империи зла».

Николай Иванович сердится

Когда башка пухнет от цифр и процентов, самое время отправиться в Крым. Я выбрал курортный поселок Партенит, больше известный в советские времена как Фрунзенское. Кроме названия, за 20 лет здесь ничего особо не меняли, не реставрировали и не отстраивали – денег у державы не было. Поэтому тут все сохранилось, как 20 лет назад. Для ностальгии – самое то, а вообще-то позор, конечно!

По ходу беседы с поселковым головой Николаем Коневым слово за слово подкрался к теме развала Союза. По этому поводу мэр, как типичный крымчанин, смог сказать мало цензурного.

– Зря не сохранили Союз, совсем другая жизнь сейчас была бы, – волнуется Николай Иванович. – У нас еще так-сяк, а глянь, что по деревням творится – страх и ужас: хозяйства развалены, фермы и комплексы в запустении, это ж потери миллиардные! Я не сторонник крутых мер, но людей, которые такое допустили…
Курортным зонам Крыма действительно удается сводить концы с концами, но не более того. Если при Союзе курортный сезон длился нон-стоп и санатории были забиты круглый год, то теперь всё по-другому. Этой зимой морозов в Партените совсем не было, но поселок совершенно пуст.

– Путевки от профсоюза нынче не дождешься, – говорит Конев, – а за свои деньги многим ехать накладно – что зимой, что летом. Цены кусаются, особенно в частных санаториях, которых почти 90%. Местным тоже летом не до отдыха – за три месяца нужно успеть как следует ободрать приезжих. А что делать – надо ж готовить запас на весь год!

По словам Николая Ивановича, летом здесь бывает немало отдыхающих почти из всех республик бывшего СССР. Зачастую они едут по старой памяти, как привыкли за десятки лет. Особенно, говорит, в Крыму рады видеть россиян – они побогаче. Украинцы и белорусы, как правило, едут «со своей картошкой» и денег тратят мало, что здесь не очень приветствуется.

– Вообще, я за то, чтобы Крым был интернациональным, как раньше, то есть родным для всех, – говорит Конев. – Да, он украинский, это бесспорно, но вместе с тем он ведь и наше общее достояние. И не надо тут приплетать какую-то политику…

Наше дело – труба! Транзитная

Запад Украины – не Крым, и мне не хотелось соваться туда наобум. В надежде найти толкового гида позвонил во Львов своему коллеге и отличному парню Вите Грималюку, уже не раз выручавшему меня. Для пущей ясности изложил задачу на добротном, как мне кажется, украинском. Витя из солидарности без особого напряга сразу перешел на русский, пообещав содействие в меру сил. Ну вот, подумалось, могут ведь восток и запад продуктивно и быстро находить консенсус! Даже общаясь на разных в общем-то языках…

Бродить по Львову можно бесконечно долго, хотя сам город вроде бы невелик. Виктор уверял, что не хватит и двух недель для осмотра всех примечательных мест. Потом оказалось, что при желании можно уложиться и в два дня – по специальной программе для туристов. Их тут немало, и они приносят в казну города ощутимый доход. Только в прошлом году во Львов наведались около 700 тысяч человек – большинство из Польши, Австрии и Германии. Воодушевленный мэр даже заявил о готовности принять Олимпиаду-2022.

Я узнал, что туристы из бывшего Союза тоже едут сюда, но их, как и в Крыму, на порядок меньше, чем в советские времена, и это тоже в основном россияне.

Многих из них удивляет, что во львовских кафе звучат разу-далые русскоязычные песни, в газетных киосках навалом прессы на русском, а местное ТВ за милую душу ловит российские каналы. При этом «злобные бандеровцы» практически не палят из автоматов в каждого говорящего по-русски, а наоборот – общаются вежливо и вполне уважительно. За это россияне охотно раскупают в местных бутиках майки с надписями «Спасибо, Боже, что я не москаль!» и прочую стёбную атрибутику.

Львовяне постарше помнят, как в советское время на узеньких улочках города известные режиссеры обожали снимать фильмы о Западе или, скажем, Средневековье. Один из них – «Д’Артаньян и три мушкетера» до сих пор считается настоящим брендом города. Для туристов тут даже придумали специальную пешеходную программу «Львов мушкетерский» – что-то типа экскурсии по местам боевой славы культовых киногероев.
Большое кино здесь уже не снимают. А в названиях улиц не удастся найти и намека на былую львовскую «советскость». К замене табличек с упоминаниями любых символов Союза и тем паче имен вождей после распада «империи зла» приступили, не мешкая. Например, Советский район города стал Франковским, а улицы получили имена новых героев – Бандеры, Шухевича, Мазепы, а также Дж. Вашингтона. Советские памятники, в том числе и воинам-освободителям, тут тоже не жалуют – их или сносят под разными предлогами, или просто игнорируют, дожидаясь, пока те развалятся, как когда-то СССР.

На западе Украины советское время называют не иначе как периодом оккупации, а ностальгирующих «совков» на дух не переносят. Люди здесь искренне не понимают, почему на востоке независимой давно уже державы так противятся украинизации, смотрят в сторону России и не желают поддержать, например, вступление в НАТО. Когда же один из недалеких чиновников поделился в эфире идеей создания нового союза с Россией и Белоруссией, западные украинцы не поняли «юмора» и пригрозили в случае чего устроить у себя «горячую точку типа Чечни». Для верности еще напомнили, что именно на их территории лежат транзитные трубы, по которым российский газ следует в Европу.

При этом после распада СССР тут ситуация не лучше, чем в других регионах, а кое в чем и гораздо хуже. Например, промышленные гиганты Львова, такие как «Электрон», ЛАЗ, военные «ЛОРТА» и «Полярон», в десятки раз снизили обороты и сократили большинство рабочих мест. Если в начале 90-х на этих четырех объектах трудились 48 тысяч человек, то теперь осталось не больше трех тысяч. Зато запад Украины вышел в лидеры по числу «заробитчан» – трудовых мигрантов, кстати, очень востребованных в России и Белоруссии. Они ведь отличные строители и мастеровые, толково работают в сфере обслуживания, еще и налоги платят исправно в украинский бюджет. Только их труд на родине почему-то не востребован…

Где два украинца – там три гетмана

Ближе к вечеру мы с Виктором уселись в маленьком кабачке и за кружкой доброго львовского пива немного потрепались «за жизнь». Он посетовал, что у всех знакомых полная апатия, непонятно, кому верить, чего завтра ждать. Добра от новой власти так точно не будет.

Я утешил как мог: на востоке тоже нет особой эйфории. Только «оранжевых» там теперь не любят вдвойне – за то, что из-за них пришлось полюбить «бело-синих».

Еще один плюс советской эпохи в том, что простому человеку было совсем не обязательно знать в лицо и пофамильно всех депутатов или членов правительства. У сегодняшних украинцев так не получается, поскольку весь «политический бомонд» от мала до велика, подобно героям любимых сериалов, не сходит с экранов ТВ. Я насчитал минимум пять украинских каналов, где в прямом эфире идут всяческие полит-ток-шоу. Бомонду нравится в них участвовать и ходить туда, как на работу, хотя для поддержки звездности порой приходится по-шустрому метаться из студии в студию.

И ведь не знают, проворные, что без толку всё, звездный час их уже почти прошел. И у западных, и у восточных украинцев все меньше иллюзий по поводу своих «гетманов». А фаворитов у них уже не осталось. Хвалить любых политиков нынче на Украине – моветон, и только ленивый не пинает их почем зря: раскололи страну, довели до ручки!

Такого раскола, конечно, при Союзе не было и быть не могло. Но люди понимают, что независимость как таковая здесь ни при чем. Она могла бы принести Украине только благо, кабы мудро ее использовать. На самом же деле ею всегда только пользовались и продолжают пользоваться сейчас.

Ситуацию могла бы изменить свободная украинская пресса, которая реально существует в стране. Ее свободе сейчас могут позавидовать журналисты многих республик бывшего Союза, в том числе и России. Для украинских же журналистов сегодня нет запретных тем и нет неприкасаемых.

В эфире тех же ток-шоу они, например, не стесняются разъяснить Януковичу, что нельзя в нищей стране президенту обитать в огромном «Межигорье» и покупать вертолеты за 12 млн евро – аморально это! И лидера коммунистов Симоненко могут спросить, не совестно ли ему проживать в шикарном
4-этажном особняке, пусть даже обнесенном красным революционным забором. Перепадает на орехи и Тимошенко со товарищи, и чиновникам рангом помельче.

Одна беда – в результате этой полезной работы статистика пока не зафиксировала ни единого факта добровольного отказа от поместья, ухода в отставку или просто публичного покаяния, не говоря уже о пуле в висок…

Помнится, была такая расхожая фраза: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а кто мечтает вернуть Союз, у того нет головы». Хорошо, что у украинцев на месте и то, и другое. У них разве что терпение на исходе – так достали неопределенность и вечная грызня «бомонда» за власть. Хотя, с другой стороны, если еще грызутся, значит, есть за что, значит, не все еще разворовано! И не все еще потеряно.

• Как отмечает ООН, на Украине самый низкий в мире естественный прирост населения. Зато она занимает первое место в Европе по количеству само-убийств. По продолжительности жизни Украина на 150-м месте из 223 стран мира.

• Более 80% общенационального богатства страны сегодня в руках кучки олигархов и транснациональных корпораций.

• В Верховной раде заседают более 350 долларовых миллионеров или их представителей. • При этом 82% украинцев пребывают за чертой бедности.

• Государственный долг Украины составляет 348 млрд гривен.

Кто на Украине всех богаче?

Самым богатым человеком Украины и СНГ в 2010 году, по версии журнала «Корреспондент», признан владелец СКМ, народный депутат от Партии регионов Ринат Ахметов (на фото) с капиталом 18,8 млрд долларов.

Второе и третье места за представителями финансово-промышленной группы «Приват» Игорем Коломойским –
6,5 млрд и Геннадием Боголюбовым – 6,3 млрд.

Четвертый – Виктор Пинчук (зять Кучмы) – 3,1 млрд.

Пятый – Константин Жеваго с 2,4 млрд.

Рейтинг показал, что самая богатая на Украине – Партия регионов. Суммарный капитал их 17 делегатов – 20,9 млрд долларов. Вторая по зажиточности – БЮТ (Блок Юлии Тимошенко). 11 ее представителей накопили 5,26 млрд долларов.

визитная карточка

Республика Украина

Все население: 1991 г. – 52 млн (по данным 1981 г., украинцев в республике проживало 36,49 млн).
2011 г. – 45,7 млн (украинцы – 77,82%, русские – 17,28%, белорусы, молдаване, поляки и др. – 4,9%).
Убыль населения связана с превышением смертности над рождаемостью на 30%.

Их знала (знает) вся страна:

Александр Довженко, Леонид Утесов, Леонид Быков, Валерий Лобановский, Олег Блохин, София Ротару, Богдан Ступка, Тарапунька и Штепсель, Андрей Шевченко, Сергей Бубка.

Самые интересные места:

Киево-Печерская лавра, остров-заповедник «Хортица», Ливадийский дворец-музей, Одесский оперный театр, Луцкий Верхний замок, подвалы Массандры, Сорочинская ярмарка.

Бренды Украины:

украинское сало, горилка с перцем, «Киевский» торт, народные сорочки-вышиванки и рушники, танец гопак, соломенный брыль, бандура, карпатская трембита.

Авергун Евгений

Собеседник
Поделиться
Комментировать