Основы русского диалога

Наконец-то случилось то, о чем давно чаялось: россияне начинают осмыслять Донбасс. 
Из абстрактного медиа-поля он выходит на осязаемый уровень, что называется со-бытие (как со-причастность и со-чувствие). 

Попался текст в российской газете – человек с русского севера каким-то чудом оказался на Донбассе. Этого удаче показалось мало, и у него появилась возможность бывать дома и в Донецке попеременно. 

И человек начал сравнивать. Его выводы россиянам могут показаться неожиданными, хотя у дончан они вызовут что-то наподобие снисходительной доброй улыбки. Чистота – этого слова вполне достаточно, чтобы вы поняли, о чем шла речь, и какие выводы были сделаны. И в случае, если вы дончанин, и в случае, если вы с другого конца необъятной России – вы понимаете, что столица юной ДНР здесь лидирует с огромным отрывом. 

Донецк чист по парадному. Кажется, весь Донбасс сейчас сияет, и чем сильнее стреляют – тем он чище становится. Еще один символ сбрасывания всей «шелухи», что мешала нам жить последние двадцать лет. 

Все города региона едва поспевают за мужественным красавцем Донецком. Вы знали, по крайней мере, в одном городе Донбасса объявили двухмесячник субботников. Вам и не снилось. И они разные, уж поверьте. Есть субботники возле аэропорта, где люди, завидев кого-то с метлой на дороге, тащили свои грабли и с энтузиазмом присоединялись к уборке. А есть субботники, на которых собирают так же, как собирают там до сих пор митинги и партийные формирования, увы. И люди убирают столетние пустыри, а какие-нибудь иждивенцы-переселенцы (и такие тоже бывают, кстати) радостно тычут вслед пальцами, а с утра формируют там уже новый «фронт работ». Не всё чистое, что блестит, в общем. Здесь вопросы уже к отдельным людям, которые каким-то образом так влияют на жизнь региона. 

И всё же, Донбасс, и особенно Донецк, действительно может быть примером. И даже в военном израненном состоянии он может предложить России свой опыт, прямо сейчас. Опыт по самым разным бытовым вопросам. И это будет именно донецкий опыт, а не технология его нынешних кураторов и идеологов из русских полей, потому что местную власть здесь пока (и будем надеяться, впредь) формирует местное большинство. Их упорность, отвага и смекалка творят чудеса,
а в пограничном состоянии, которое испытывают все люди во время затяжного форс-мажора вроде войны, идеи вырабатываются лишь быстрее и неожиданней. 

Нужно сказать и ещё вот о чём. Об этом говорилось много раз, однако ощутимых результатов пока не видно, как бы мы себя не утешали. Итак.

Общение, оно необходимо как воздух. Это важно и ещё потому, что с той стороны такая работа ведётся очень активно. И не нужно её недооценивать.

Местная власть оставшейся под Украиной Донецкой области постоянно сообщает о совместных проектах между западом и востоком. Все эти культурные «перезагрузки» с экскурсиями в Ужгород или Винницу, братание городов из противоположных частей страны У., психосоциальные проекты и так далее. Не всё сработает сразу, есть политическое недопонимание, да и экономическая «поддержка» заставляет забыть о какой-либо симпатии, но всё же, оставшихся по ту сторону ДНР донецких людей активно завлекают на свою сторону.

И, с точки зрения логики, это нормально, если это делается не насильно. Страна У. трещит по швам и скоро лопнет на десятки отдельных формирований – так что это лишь попытки залатать дыру неподходящей по размеру зарплаткой. Кроме того,
так как это делает местная власть, то есть мысль, что это их единственный выход гарантировать себе поддержку – у них там тоже война, и кроме военной техники, туда редко с охотой что-то отправляют. Чтобы всё продолжалось, нужно убеждать, какие они все друг другу родные. Иначе им просто конец.

Хватит о них. Никому, на самом деле, уже не интересно их внутреннее существование. Давно пора думать, что нужно делать нам. Что мы можем предложить? У нас под завязку раскрыта тема гуманитарной помощи, у нас как раз полегче экономически и политически (да и душевно). Но ни о какой культурной, концептуальной составляющей пока говорить не приходится.


АВТОР НЕИЗВЕСТЕН 


Детские рисунки и поездки на ёлку в Москву – это, конечно, нужное дело, очень правильное. Но разве на этом всё культурное взаимодействие исчерпывается? Представьте, что будет, если донецких правильных во всех смыслах художников, например, собрать и свозить на пленэр куда-нибудь в Суздаль или Выборг. 

Только не одних, а российских с ними тоже взять – о чем они поговорят, сколько всего они смогут дать друг другу? И это может быть малая часть всей большой работы по формированию мощного творческого кластера, необходимого любому обществу, готовому осмыслять свою жизнь. Этот кластер срочно нужен Донецку, а московский срочно нужно вдохновить. 

Ведь то же самое с литературой, которая пока выпускается в таком виде, что смотреть на неё тяжело. В московском книжном магазине непременно зайдите в отдел политология. Про Донбасс там будет последняя книга Захара Прилепина, сборник Березина и Боброва «Я дрался в Новороссии», а ещё два дневника, один Донбасский, а другой тоже Донбасский, но «украинский». Символично, правда. На соседней полке вкрадчиво на вас посмотрит господин Азаров со своим бестселлером «Украина на перепутье». Всё. В другие отделы можно и не заходить, в принципе. 

С поэзией дела вроде кое-как обстоят, а большие формы, конечно, появятся значительно позже. Однако писатели, авторы – они живут этим. И им надо издаваться, а типографиям – издавать. Если бы любое крупное российское издательство выпустило учебники для донецких школ в качестве гуманитарной помощи, и отпечатало их в Донецке – представьте, что бы это значило для региона. А что, делятся же российские заводы заказами с донбасскими. Тут схема может быть точно та же, только вместо металла или труб будут книги, очень, кстати, нужные, новые, правильные, реализуемые на месте. 


ВАСЯ ЛОЖКИН/«ПРАВИЛЬНЫЕ МЕДВЕДИ» 


И, напоследок: конечно, простого человеческого общения тоже не хватает.

Россия большая страна, Донбасс от таких масштабов уже отвык, хотя и помнит ещё советское время. И потому нужно снова знакомиться, говорить обо всём на свете, потому что все за последние годы сильно изменились. 

Так что весь этот русский диалог должен приносить даже не экономическую пользу, и не бытовую, а в первую очередь понимание и взаимный обмен духовным опытом, который обусловит нашу бесконечность. 
Автор
Марина Третьякова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе