РУССКИЙ КРЕСТ

Знаменитые тютчевские строки про особенную стать России, представляются мне ныне уже не столь возвышенными и одухотворяющими. Сердце упоительно не бьется, прилива патриотических чувств не испытываешь.

Наоборот, как заслышишь, так начинаешь морщиться. Пошло.

Горделивое некогда четверостишье превратились ныне, от постоянного реального и виртуального употребления, в нечто затертое, замусоленное и убогое. Возвышенное, чистое, первозданное «В Россию надо только верить» ныне звучит как нечто из области рекламных слоганов, как обещание, которое никогда не сбудется.

От многократного произнесения тютчевские строки стали отдавать чем-то михалковским, таким душком «Сибирского цирюльника». Словно для иностранцев писано — столь же тупо, пафосно, топорно, поверхностно. Ну, вы понимаете, масленица, безудержное пьянство, обжорство, поедание стаканов. Лубочная Россия на экспорт.

Впрочем, главное, актуальное, как выходит ныне, в тютчевских строках не про веру, а про то, что «умом не понять». Это значит — думать не обязательно, смотри, дивись, восхищайся. Можно бояться. Мы такие — медведистые, забодаем, съедим вместе со стеклом, не подавимся.

За последние годы много было переговорено об имидже России, о том, какими нас, русских, видят там, где обычно меряют общими аршинами и умом. Разговор не на пустом месте. Все-таки нами интересуются по необходимости и так (потенциальный деловой партнер, великая культура).

В итоге всех дискуссий общественность оказалась поставлена перед жестким выбором между двумя альтернативами, относительно которых к полному согласию пришли и поросшие мхом державники-патриоты, и завзятые либералы-западники.

С одной стороны образ патриотически-неправильный, но продуманный с точки зрения логики создания имиджа понятного и располагающего к себе. Русские — это все такие же европейцы, развитие окуджавских милых русских из старой прозы. Старики в пенсне и со шляпами, молодежь в хипстеровских спецовках. Новые «стиляги», «русские европейцы».

С другой, патриотической позиции, (здесь упор уже на экзотику), русский должен быть особенно маскулинен, свиреп, вонюч и волосат. Аргументов в пользу такого образа первозданности предостаточно — от блоковских «скифов» до безумных мини-орд русских экстремалов, несущихся по засыпанным снегом развалинам Русско-советской империи во главе со щербатым Овечкиным, как это подано в недавнем ролике от «Найк». Красивые звери, мужики не тронутые упадочной цивилизацией, позаимствовавшие из нее только шмотки и продукты новейших технологий, без нагрузки в виде культуры диалога и толерантности.

Однако, хипстер, взыскующий кому живется весело, вольготно на Руси между памятником Абаю, Болотной и проспектом Сахарова, и державник скифских замашек — истинно ли русские это образы? Таких ли русских надобно миру, катящемуся по наклонной плоскости?

Оба образа — экспортные варианты, сварганенные на потребу публике, по тому самому неодобряемому Тютчевым аршину, и отражающие поверхностный утилитарно-рациональный, маркетинговый подход к проблеме.

А между тем, проблема имиджа, на мой взгляд, и в самом деле не надумана. Ее только следует понимать правильно, понимать в логике «быть», а не «казаться».

Мир на самом деле соскучился по русским. Без них как-то все пошло под откос, полетело вверх тормашками, а конец истории и идеологии, похоже, оборачивается концом человечества. И до этого, как и в старые добрые времена, вряд ли есть дело выведенному многовековым способом европейскому филистеру.

Мир соскучился не по хипстерам fromRussiaи не по человеческому зверью. Первого там навалом, а второе вызывает недоумение и отторжение у западного жителя, отутюженного культурой политкорректности.

Он жаждет таинственной русской широты и священного русского безумия. Ему требуется русская глубина, мистичность и метафизичность, выход из мелочной проблематики. Требуется цель, ориентир, вызов, вразумление. Без этого он летит в пропасть.

Сами не зная того, они, в отличие от нас самих, в нас верят. Клянут нас на все лады и в то же время надеются, что в последний момент, когда все уже, кажется, погибнет, появится русский Иван как Бог из машины и вновь спасет всех — и праведников, и грешников.

И, если нам, русским, небезразлична судьба мира, то нам следует перестать развлекаться имиджевыми играми, а просто вспомнить о себе, поверить в себя. Понять, что не надо изобретать велосипед, втискивать себя в прокрустово ложе аршинов. Россия в свое время сказала вполне достаточно о самой себе, составила о себе представление своими делами и достижениями до скончания века. Поэтому мы для Запада так и останемся наследниками Толстого и Достоевского, продолжателями дел Неизвестного солдата. В этом наше предназначение, наш крест.

Важно осознать это. Нужно понять — отпуск закончился. Мир нас ждет. Мы должны потрясти его. Как обычно.

Сергей Морозов, г. Новокузнецк

12 Ежедневное интернет-издание

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе