10 версий русской истории

"Огонек" вспомнил, кому и почему приходилось переписывать российское прошлое.

Василий Татищев

Фото: РИА НОВОСТИ

Именно его "История Российская" (в полной версии: "История Российская с самых древнейших времен, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником Васильем Никитичем Татищевым") положила начало систематическому изучению прошлого страны. Труд историка был опубликован лишь через 18 лет после его смерти, в 1768 году, и обрывался Смутным временем. Содержит ряд псевдонаучных, но очень популярных в то время (см. работы М.В. Ломоносова) утверждений о древности славянских племен, упоминавшихся якобы еще Птолемеем.

Федор Янкович

В 1782 году Екатерина II поручила сербскому педагогу Янковичу создать в России "народные училища". Над первым учебником по российской истории (издан в 1799 году) работал немец Стриттер, преподаватель из Академии наук. Екатерина советовала так видеть прошлое страны: "862-1462 гг. — от основания в России монархии до победоносных ее времен, 1462-1762 гг. — от победоносных России времен до времен ее силы и славы". По воле императрицы учебник потом доработал сам Янкович (удаляя, в частности, намеки на "происхождение российского народа от финнов").

Николай Карамзин


Фото: РИА НОВОСТИ

В 1816 году изданы первые восемь томов "Истории государства Российского", в 1819 году по просьбе Министерства народного просвещения Карамзин пишет "Сокращение российской истории в пользу юношества", но не заканчивает работу. Уже в 1829 году Иван Кайданов, профессор Царскосельского лицея, на основе карамзинского труда выпускает "Начертание истории государства Российского" — учебник, заменивший учебник Стриттера и Янковича. Книга утверждала преемственность и спасительную роль монархии в России (о дворцовых переворотах, судьбе Петра III и Павла I не было ни слова).

Николай Устрялов

Министр народного просвещения Сергей Уваров в 1836 году объявил конкурс на создание нового учебника истории, в котором "выражение идеи православия, самодержавия и народности не ограничивалось бы одними пышными фразами, а предоставлялось доказывать самыми фактами". Итоги конкурса подведены не были (чтобы не ссорить участников), но учителям рекомендовали работу Устрялова "Русская история". Автор, профессор Петербургского университета, развивал идею "нераздельности Руси": даже в период феодальной раздробленности у нас якобы существовала "конфедерация самодержцев".

Дмитрий Иловайский


Александр II решил поднять гимназическое образование, создав новый учебник истории, автором которого стал малоизвестный 26-летний учитель Дмитрий Иловайский. Занимаясь репетиторством, он готовил детей по своей, "неустряловской" программе, занимательной и доступной, и на ее основе в 1860-1861 годах выпустил два учебника: "Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста" и "Руководство к русской истории. Средний курс", выдержавших 36 и 44 издания соответственно. За отсутствие явной идеологии книги Иловайского тепло вспоминали ученики.

Сергей Платонов

Реформы царя-освободителя отменили монополию на историю, допускались разные учебники. Иловайский оказался самым популярным благодаря доходчивости, но к началу ХХ века все чаще указывали на бедность его фактической стороны. В 1910 году член-корреспондент Академии наук Сергей Платонов пишет свой "Учебник русской истории", где устраняет основные недостатки Иловайского: "бледность географической характеристики", "малое внимание к древнейшей истории" и т.д. Учебнику предвещали успех и начали распространять в гимназиях, однако 1917 год оборвал эти планы.

Михаил Покровский


Фото: РИА НОВОСТИ

Новой власти требовалось новое прошлое, и историк-марксист Покровский в 1920 году выпускает два тома "Русской истории в самом сжатом очерке". Сам Ленин признался, что книга ему "чрезвычайно понравилась", и через год ее краткая версия становится единственным учебником для всех ступеней обучения. Покровский, невзирая на факты, строил историю по Марксу. В частности, называл Смутное время "крестьянской революцией", а Минина и Пожарского — агентами "помещичьего землевладения и торгового капитала". В 1922 году история в школах была заменена обществоведением.

Андрей Шестаков

Политбюро ЦК ВКП(б) в 1934 году заговорило о "неудовлетворительном преподавании истории", и Сталин потребовал возродить предмет. Над новым учебником трудилась группа во главе с профессором Ванагом, но результат вождю не понравился: "не подчеркнута колонизаторская роль царизма" и т.д. На учебник объявили конкурс. Победила работа под редакцией профессора Московского пединститута Шестакова (хотя первое место не присудили никому). Учебник делал акцент на сильные фигуры в истории, а в конце давал детям совет: "Тщательно следить за всеми подозрительными людьми".

Анна Панкратова

Фото: РИА НОВОСТИ

Панкратова входила в группу Ванага и после его ареста (в 1936 году) лишилась кафедры. Однако в 1937 году ее приветили: требовалось дополнить учебник Шестакова, рассчитанный на 3-4-е классы, пособиями для старшего звена. Сверяясь с "Кратким курсом истории ВКП(б)", группа Панкратовой в 1940 году выпустила три тома "Истории СССР" для 8-10-х классов. Эти учебники стали единственно верными, логика изложения событий (руководящая роль партии, превосходство советского народа) стала образцовой для последующих трудов (при Хрущеве разве что добавили пассажи про "просчеты").

Игорь Долуцкий

Развал Советского Союза заставил снова пересмотреть историю страны. В числе многих учебников и пособий по истории, изданных в 1990-е, особенно нашумевшей оказалась книга учителя истории Игоря Долуцкого. Изданная в 1993 году, она несколько раз получала одобрение Министерства образования, пока в 2003-м его не лишилась — как "политизированная" и "напирающая на негатив". В учебнике говорилось о "полувековой оккупации Прибалтики Советским Союзом", а также в качестве учебного задания предлагалось опровергнуть высказывание Явлинского: "Уже в 2001 году в России оформилось полицейское государство".

Огонек

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе