100 лет Брусиловскому прорыву — последней победе императорской России

4 июня 1916 года началась самая успешная наступательная операция русской армии в Первой мировой войне.
Фото: РИА Новости


100 лет назад, 4 июня 1916 года (22 мая по старому стилю), началась наступательная операция Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала Алексея Алексеевича Брусилова, в ходе которой было нанесено тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии в ходе Первой мировой войны. Операция завершилась в августе того же года и осталась последней крупной военной победой императорской России.

Летнее наступление русской армии было частью общего стратегического плана Антанты на 1916 год, который предусматривал взаимодействие союзных армий на различных театрах войны. В рамках этого плана англо-французские войска готовили операцию на Сомме.

Современники знали битву как «Луцкий прорыв», что соответствовало исторической военной традиции: сражения получали названия согласно месту, где они происходили. Однако именно Алексею Алексеевичу Брусилову была оказана особая честь: операция получила наименование по одному из авторов ее плана — «Брусиловское наступление».

Когда стал очевиден успех этой военной операции, военный историк Антон Керсновский назвал его «победой, какой в мировую войну мы еще не одерживали».

В первый же день брусиловского наступления на нескольких участках удалось овладеть позициями противника. В два следующие дня прорыв был полностью завершен. В его результате в плен было захвачено более 200 тыс. офицеров и солдат противника. Столь значительный успех русских войск стал неожиданностью для вражеских военачальников, так как ранее положение России на этом фронте было тяжелым.

В результате Брусиловского прорыва Юго-Западный фронт нанес поражение австро-венгерской армии, фронты при этом продвинулись от 80 до 120 км вглубь территории противника. Войска Брусилова заняли почти всю Волынь, Буковину и часть Галиции.


Фото: РИА Новости


Всего из-за успешных действий русской армии Австро-Венгрия и Германия потеряли около 1,5 млн солдат убитыми, ранеными, плененными и пропавшими без вести.

Войска Юго-Западного фронта Российской империи потеряли убитыми, ранеными и без вести пропавшими около 500 тыс. солдат и офицеров, из которых 62 тыс. были убиты или умерли от ран, без вести пропали 40 тыс..

Важным итогом этой операции, а также сражения на Сомме на Западном фронте стало то, что стратегическая инициатива в этой войне окончательно перешла к государствам Антанты.

Для отражения русского наступления Центральные державы перебросили с Западного, Итальянского и Салоникского фронтов 31 пехотную и три кавалерийские дивизии (более 400 тыс. штыков и сабель), что облегчило положение союзников в сражении на Сомме и спасло терпящую поражения итальянскую армию от разгрома. Под влиянием русской победы Румыния приняла решение о вступлении в войну на стороне Антанты.

Даже в советское время название, связанное с именем царского генерала, сохранилось. В частности, генерал-лейтенант Михаил Галактионов в своем предисловии к мемуарам Брусилова писал: «Брусиловский прорыв является предтечей замечательных прорывов, осуществленных Красной армией в Великой Отечественной войне».

Однако сам Брусилов про свой прорыв в мемуарах выразился так: «Это была работа для других, а не для нас». Русская армия спасла своих союзников, но не добилась коренного перелома в войне для себя.

За успешное проведение этого наступления Брусилов большинством голосов Георгиевской Думы при Ставке Верховного Главнокомандующего был представлен к награждению орденом Св. Георгия 2-й степени. Однако Император Николай II не утвердил представления и наряду с генералом Деникиным наградил Брусилова только Георгиевским оружием с бриллиантами.

Во время Февральской революции Алексей Брусилов поддержал смещение Николая II и приход к власти Временного правительства. После его краха Брусилов в 1920 году возглавил Особое совещание при главнокомандующем всеми вооруженными силами Советской Республики, которое вырабатывало рекомендации по укреплению Красной армии.

Сам Брусилов был известен не только в России, но и за границей еще и как выдающийся знаток кавалерийских езды и спорта. Служивший в школе под его началом перед русско-японской войной будущий финский лидер Карл Маннергейм вспоминал:

«Он был внимательным, строгим, требовательным к подчиненным руководителем и давал очень хорошие знания. Его военные игры и учения на местности по своим разработкам и исполнению были образцовыми и донельзя интересными».

Выдающийся военачальник скончался 17 марта 1926 года в Москве от воспаления легких в возрасте 72 лет. Похоронен со всеми воинскими почестями у стен Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
Автор
Иван Зубков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе