185 лет Александру Опекушину: как в Рыбинске ставили памятник императору Александру II

Вспоминаем к юбилею мастера.

На этой неделе исполнилось 185 лет со дня рождения нашего зе

На этой неделе исполнилось 185 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося русского скульптора Александра Опекушина. Уверены, все наши читатели знают его памятник Пушкину в Москве.

Александр Михайлович родился в крепостной крестьянской семье в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии. С детства он помогал отцу, который занимался лепниной и отделывал дома в Санкт-Петербурге. Талант Опекушина был быстро замечен, но поступить в Академию художеств мальчик не мог, поскольку был крепостным. Пришлось пробиваться без высшего образования.

Вольную Александр получил в 1859 году. В 1862 году работа Опекушина появляется на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде. Всероссийское признание пришло к Александру Михайловичу после победы в конкурсе на памятник Пушкину в Москве.

К началу XX века Александра Опекушина называют лучшим русским скульптором. Он награждён многими орденами, ему присвоен чин действительного статского советника и назначена пожизненная пенсия. После 1917 года скульптор лишился всех этих благ. Он возвращается на ярославскую землю, где умирает в 1923 году в крайней нужде.

Судьба работ Опекушина оказалась такой же трагичной. В 1920-е годы были разрушены многие его монументы царям и видным российским деятелям. В рубрике «Хронограф» мы хотим вспомнить историю одного из монументов мастера, связанного с ярославской землёй, — памятник царю-освободителю Александру II в Рыбинске, который простоял на постаменте всего четыре года.

В феврале 1910 года на имя ярославского губернатора графа Дмитрия Николаевича Татищева, всего полгода как вступившего в должность, поступило прошение.

— 19-го февраля 1911 года исполняется 50 лет со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости, — говорилось в нём. — В ознаменование такого исторического события мы, проникнутые беспредельной любовью к царю-освободителю Александру Николаевичу, решили между собой для увековечивания памяти открыть в городе Рыбинске памятник Александру II, для чего собрали между собою 600 рублей для образования начального фонда.

Авторы прошения сообщали губернатору, что «сочувствующих настоящему начинанию в Рыбинске немалое количество». У графа Татищева они просили не финансовой помощи, а лишь разрешения «производить в городе Рыбинске и его уезде подписку между лицами, добровольно желающими принять участие в означенном мероприятии». Главу губернии заверяли, что все пожертвования будут немедленно вноситься на счёт в благонадёжном банке и станут достоянием гласности благодаря сообщениям в местной печати.

Прошение подписали известные в Рыбинске люди: хозяин крупнейшего в городе строительного товарищества Степан Антонович Букетов, общественный деятель-октябрист Василий Данилович Нецветаев, именитые купцы Аркадий Леонтьевич Золотов, Фирс Яковлевич Сажин, Александр Фёдорович Северин и другие.

Так началась история установки в Рыбинске памятника императору Александру II. Его автором стал Александр Михайлович Опекушин. Имя царя-освободителя пользовалось особым почётом и уважением у рыбинского купечества, ведь многие его представители были выходцами из крепостных крестьян. Реформы Александра II дали мощный импульс развитию Рыбинска. В период его правления, длившийся с 1855 по 1881 год, в городе произошли ощутимые перемены.

За четверть века в Рыбинске появились три новых банка, девять храмов, десять промышленных предприятий. Было построено множество каменных домов, в том числе первый четырёхэтажный, школы, аптеки, типографии. Летом 1870 года открылось движение пассажирских и товарных поездов по железнодорожной ветке, которая связала Рыбинск с Санкт-Петербургом. Значимые изменения произошли в культурной жизни. В Рыбинске было построено новое каменное здание городского театра, открылись две публичные библиотеки, начали выходить газеты «Рыбинский листок» и «Рыбинский биржевой листок».

1 марта 1881 года император пал жертвой теракта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».

— Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории, — писал в связи с его гибелью русский правовед Борис Чичерин. — Монарх, который осуществил заветные мечты лучших русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и наконец достигших своей цели.

Фонд для установки памятника Александру II был создан в Рыбинске 18 февраля 1910 года. Днём позже инициатива группы частных лиц стала предметом обсуждения в более широком кругу — на товарищеском обеде в общественном клубе. По итогам встречи к первоначальной сумме в 600 рублей прибавилась ещё тысяча.

Два месяца спустя, 28 апреля 1910 года, из канцелярии ярославского губернатора поступило официальное разрешение на сбор пожертвований. 6 мая начал работу комитет по сооружению монумента. Его председателем был единогласно избран уважаемый в городе человек — купец первой гильдии, хозяин современной паровой мельницы на Волжской набережной, потомственный почётный гражданин Рыбинска Ефрем Степанович Калашников.

Для сбора пожертвований изготовили сто кружек, купили 200 амбарных книг объёмом 50 листов каждая. С надлежащим воззванием они были разосланы по уездным учреждениям. Получить такую книгу мог любой, кто хотел принять участие в акции. Сельским старостам для той же цели отправили подписные листы. В местах максимального скопления народа появились плакаты, призывающие рыбинцев не остаться в стороне от благого начинания. Обращения аналогичного содержания были разосланы по рыбинским землячествам — в Санкт-Петербург, Москву и другие города России.

Следует отметить огромный разброс в размере пожертвований — от копеек до тысяч. На памятник царю жертвовали все слои населения Рыбинска — и бедняки, и миллионеры. Самыми щедрыми оказались Рыбинский биржевой комитет и Рыбинская городская управа. Взносы той и другой организации составили по пять тысяч рублей. Тысячу дал на установку памятника действительный статский советник Михаил Николаевич Журавлёв — хозяин знаменитого фабрично-заводского комплекса в селе Абакумово.

Среди тех, кто внесли в фонд по 500 рублей, значились «Товарищество братьев Нобель», Рыбинское общество взаимного кредита, пивоваренное товарищество «Богемия» Ивана Ивановича Дурдина, мукомольное предприятие Андрея Ивановича Галунова, купеческая вдова Мария Ивановна Тропская с сыновьями, купцы-хлеботорговцы Иван Иванович и Василий Алексеевич Садовые. Ту же сумму внёс председатель комитета по сооружению монумента Ефрем Калашников.

К середине сентября 1910 года на счету фонда находилось 10 тысяч 200 рублей. В январе 1912-го распорядители решили прекратить сбор денег, вскрыть кружки для пожертвований и заказать проект памятник на сумму в пределах 18 тысяч рублей с тем, чтобы уже весной начать его отливку. Как выяснилось позже, всего было собрано 23 тысячи 816 рублей.

Следующим этапом стал выбор проекта. Среди тех, кому комитет отправил предложения участвовать в конкурсе, значились три известнейших московских предприятия. Это были завод художественных и металлических изделий Эриха Виллера, цинколитейный художественный завод Георга Поля, а также декоративно-скульптурная мастерская двух Владимиров — Козлова и Гладкова. Кроме того, запрос был отправлен в мастерскую петербургского скульптора Александра Курпатова, уроженца Ярославской губернии и дальнего родственника Опекушина. Вариант монумента по собственной инициативе представила санкт-петербургская фабрика бронзовых изделий Адольфа Морана.

На исходе марта 1912 года в зале Рыбинской городской Думы открылась выставка проектов. По итогам голосования фаворитом стал проект памятника и пьедестала, предложенный заводом Виллера. Цена вопроса составляла 25 тысяч рублей, а собрано тогда было только 17 с половиной тысяч. Из-за нехватки средств решение вопроса отложили.

Вновь комитет собрался 25 апреля. На этот раз внимание участников обратил на себя проект, предложенный фабрикой Морана. Там Александр II стоял в полный рост с непокрытой головой. На императоре — сюртук, порфира сброшена с плеч. В левой руке царя — свиток манифеста, ею же он опирается на колонну.

Автор проекта был Александр Михайлович Опекушин. На конкурс представили один из вариантов его монумента Александру II для Московского Кремля. Торжественное открытие столичного памятника состоялось в августе 1898 года. В Москве государь стоял с порфирой на плечах. Полтора десятилетия спустя отвергнутая версия проекта оказалась востребована в Рыбинске.

За проект Опекушина проголосовали две трети участников собрания, то есть 33 из 50. Судьба монумента была решена. Оставалось подобрать достойный пьедестал. Всё та же фабрика Морана представила на выбор рыбинцев три варианта разной формы. Сошлись на усечённой пирамиде.

В сентябре 1912 года глава комитета Ефим Калашников и владелец фирмы «А.Моран, преемник» Эдуард Петрович Гакер подписали договор. Его сумма составила всё те же 25 тысяч рублей, которые ранее запрашивал другой участник конкурса — завод Виллера. В документе были жёстко прописаны не только все параметры памятника, но и срок его установки — 15 июля 1913 года.

Предполагалось, что общая высота монумента составит 10,5 аршин, то есть почти 7,5 метров (в некоторых источниках фигурируют 11,5 аршин). Пять аршин приходилось на фигуру императора, остальное — на пьедестал «из лучшего красного финляндского полированного гранита». Согласно условиям договора, члены комитета получали свободный доступ в мастерскую, где изготавливался памятник. Все проекты, одобренные комитетом, автоматически становились его собственностью.

Две надписи на пьедестале, предусмотренные договором, отличались друг от друга стилистически. Первая информировала, вторая воспевала и призывала. Со стороны Крестовой улицы должно было читаться: «Царю Освободителю Александру II в память пятидесятилетия освобождения крестьян от крепостной зависимости 1861 — 19-го февраля 1911 года». Надпись со стороны здания новой хлебной биржи звучала, как песня: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».

К назначенному сроку фирме не удалось изготовить памятник — подвели поставщики. Согласно договору, за каждый день просрочки «А.Моран, преемник» выплачивал заказчику по 50 рублей неустойки. Таким образом, проект обошёлся Рыбинску дешевле, чем первоначально предполагалось.

В середине января 1914 года настало время освятить место установки монумента. На церемонии присутствовали губернатор Дмитрий Татищев, епископ Рыбинский Сильвестр и городской голова Константин Иванович Расторгуев. В фундамент будущего памятника заложили медную пластину с обращением к потомкам, а затем отслужили торжественную литургию в главном соборе города — Спасо-Преображенском.

Монумент окрыли 6 мая 1914 года. В этот день на Красной площади собрали всех учеников рыбинских школ — около трёх с половиной тысяч человек. Компанию им составили представители городского и губернского бомонда, а также солдаты, выставленные в оцепление. После литургии к подножию монумента возложили серебряный венок от городской управы. Венцом церемонии стал пышный обед в биржевом зале.

На следующий день жители Рыбинска были извещены о поздравительной телеграмме от Николая II, поступившей на имя ярославского губернатора. Самодержец благодарил горожан «за заботы».

Но оказалось, что рыбинскому памятнику Опекушина катастрофически не повезло с эпохой. До начала Первой мировой войны оставалось менее трёх месяцев. А потом грянула революция. В марте 1918 года, после утверждения Советской власти в Рыбинске, бронзового Александра II завернули в рогожу, а в июле и вовсе скинули с пьедестала. Что потом произошло с памятником, доподлинно неизвестно. То ли отправили в переплавку, то ли утопили в Волге.

По иронии судьбы на том самом постаменте сейчас стоит злейший враг императора — Владимир Ленин. В последние годы в Рыбинске предпринимались попытки восстановить в правах царя-освободителя. Однако вернуть Александра II на законное место оказалось трудней, чем скинуть.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе