Если начинал работать – сажали в тюрьму!

Недалёкие от нас места, где сходятся Вологодская и Архангельская области, весьма примечательные или, как теперь принято говорить, знаковые. Так, в Великом Устюге в 1908 году был напечатан первый номер газеты «Северный рабочий», выпущенный бывшими сотрудниками «Северного края», отправленными в ссылку. А неподалёку, в Сольвычегодске, отбывал одну из первых своих ссылок Иосиф Джугашвили.

Побывав недавно в Сольвычегодске, я понял, как же мало мы знаем отечественную историю – даже те, у кого в школе и вузе по этому предмету были сплошные пятёрки или четвёрки. Услышанное и увиденное на Севере стало для меня настоящим откровением. Прав, видать, родившийся на Вологодской земле известный тележурналист Леонид Парфёнов, который сказал, что у нас нет никакой ментальной связи с царской Россией...

В Сольвычегодске находится единственный в России «Дом-памятник политической ссылки». Сотрудник музея Наталья Масленникова вначале напомнила, что Сольвычегодск стал местом политической ссылки с 1867 года. До 1917-го здесь побывало 1500 ссыльных со всех концов России. Самый знаменитый из них – Иосиф Джугашвили, поэтому в народе нынешний дом-памятник, в стенах которого он жил, называют музеем Сталина.

В 1909 году, когда революционер не по своей воле прибыл в Сольвычегодск, здесь насчитывалось 1760 местных жителей. Ссыльных же было 500, то есть на трёх-четырёх горожан приходился один сосланный.

– Специального здания для ссыльных в нашем городе не строилось, – поясняет Наталья Масленникова. – Они жили на квартирах у местных жителей. Те сдавали жильё не по принуждению со стороны властей, а по собственному желанию. Ведь ссыльные платили горожанам как обычные квартиранты. Сосланные жили у хозяина дома или по одному – по двое, или «коммуной» по 10 – 12 человек. Ведь не каждый из сосланных получал большое пособие, позволяющее квартироваться в одиночку. Живя «коммуной», было легче совместно заплатить ежемесячно за жильё, чтобы оставалось и на питание.

– О каком пособии идёт речь? – недоумеваю я.

– Поскольку ссыльным работать запрещалось, государст­во оказывало им небольшую финансовую помощь, – говорит Наталья Сергеевна. – Кроме того, была партийная касса, из которой помогали ссыльным. Так делали не только большевики, но и эсеры, меньшевики. Денежные переводы, как и бандероли с литературой, посылали на имя постоянных жителей городка.

Государственное же пособие не было постоянным. Так, например, в 1898 году ссыльным выдавали полтора рубля в месяц на жильё и восемь копеек в сутки на питание. Буханка хлеба в России тогда стоила пять копеек. Позднее стали выделять на еду 15 копеек ежесуточно. На жильё имеющим среднее образование предоставляли от шести до восьми рублей – это было немного. Не имеющие образования ссыльные из категории рабочих получали ещё меньше – 2 рубля 20 копеек. Естественно, пролетарии не могли снять в одиночку квартиру.

Заметно разгорячившись, Наталья Сергеевна продолжает, делясь, видимо, давно наболевшим:

– Сравните с нынешними осуждёнными, находящимися в тюрьме. Тех сейчас государст­во одевает, обувает, кормит. И работать им не надо! Над головой сухо. Не надо, как бомжам, думать – какую картонку постелить на ночлег. Неудивительно, что, выйдя из тюрьмы, многие не могут адаптироваться к условиям на воле, где надо работать, чтобы получить средст­ва на кусок хлеба... В начале же прошлого века это было наказанием для ссыльных – не работать. А теперь, если сказать: «Не работайте, мы будем вам платить пособие», то обрадуются, наверное, все.

Возвращаясь вновь к жизни политических ссыльных, Наталья Масленникова уточняет:

– Известный революционер Федосеев, будучи в сольвычегодской ссылке, получал пособие шесть рублей. Джугашвили как проучившийся некоторое время в Тифлисской духовной семинарии – семь рублей сорок копеек. Из них четыре рубля платил за комнату.

На оставшееся должен был прожить месяц. Зимы на севере тогда были не чета нынешним сиротским, а потому немало денег уходило на одежду.

– Государство платило лишь столько, чтобы человек не умер, – делает вывод моя собеседница.

Она напоминает, что ссыльным запрещалось работать в государственных учреждениях, чтение лекций и преподавательская деятельность. Сосланные подписывали документ о том, что они согласны с этими требованиями. Если же человек начинал работать, его наказывали – сажали в тюрьму. Маленькое одноэтажное здание её, кстати, находится неподалёку, метрах в трёхстах от музея. Всё было направлено на то, чтобы пришедшие по этапу перевоспитались – одумались, стали законопослушными и пошли по правильному пути.

– И бывало такое? – уточняю я.

– Да, наверное, вряд ли, – улыбается Наталья Масленникова. – Убеждения у людей тогда были прочные.

Немного подработать, правда, ссыльные могли. Все они были грамотные, а потому помогали горожанам составить какое-либо письмо, прошение, получая за это небольшую плату.

Сейчас у многих наших современников сложилось мнение, что в ссылку попадали лишь люди умственного труда. Сотрудник музея Наталья Масленникова убеждена, что это было не так:

– Если в Сольвычегодск ссылали сапожника, то он, естественно, прибывал со своими инструментами. Здесь мог частным образом шить обувь, ремонтировать её, конечно, не числясь в штате государственного учреждения. Столяр, отбывая в ссылку, тоже прихватывал с собой инструмент. Вообще же среди сосланных было очень много рабочих, крестьян.

– А почему для перевоспитания людей был выбран Сольвычегодск?

– Для этого использовали не только наш город, – поясняет Наталья Сергеевна. – Адресов для высылки «неблагонадёжных» в России было очень много. Сольвычегодск, как известно, возник в XV веке на месте поселения солеваров. Отсюда, кстати, появилось и название: ведь добывали соль на реке Вычегде. Удобное расположение на торговом пути в Сибирь способствовало быстрому росту города. Последующие два века связаны с именами известных купцов Строгановых. Они занимались торговлей с Англией и Голландией. Но со временем промышленные запасы соли иссякли, и торговый путь с Вычегды переместился на Каму. Сольвычегодск превращается в провинциальный захолустный городок. А таких в стране было много, особенно в Сибири.

Сольвычегодск тогда относился к Вологодской губернии. Поэтому все сосланные в него проходили этапом тюрьму в Вологде. А из тогдашней российской столицы они шли пешком до берегов Вычегды 600 верст – ехали только сопровождавшие их жандармы, охранники.

Иосиф Джугашвили, родившийся в 1879 году, за свою революционную деятельность был впервые арестован в 1902-м. Всего же на его счету – семь арестов. Шесть раз мерой наказания были ссылки, и пять раз он бежал из них. В Вологодскую губернию его сослали на два года после ареста, последовавшего в марте 1908 года. В Сольвычегодск шёл этапом из вологодской тюрьмы долго – четыре месяца, потому что в пути заболел тифом и вынужден был лечиться в Вятке.

В бывшую столицу российского солеварения Иосиф Джугашвили прибыл 27 февраля 1909 года. Поселился в доме Григоровых, где сдавали комнату ссыльным. Это довольно просторное жилище вряд ли назовёшь крестьянской избой, как, впрочем, и находящийся через дорогу нынешний музей Сталина. Оба дома стараниями сольвычегодцев прекрасно сохранились.

В их стенах и окрестностях города происходило немало любопытных вещей. Об одних из них долгое время умалчивали канонические учебники по истории. О других, обсуждавшихся в обществе во времена перестройки, до сих пор не стихают споры. Но это – тема отдельного рассказа.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе