Это что: военная база?

Поводом для этого материала стало письмо из редакционной почты. Читатель напомнил о давней публикации нашей газеты, в которой рассказывалось о романовской заставе, располагавшейся до революции в районе нынешней площади Маркса. И сообщил, что поблизости от этого места был когда­то военный инженерный склад. Читатель предложил рассказать о его дальнейшей судьбе. К письму была приложена вырезка из «Северного рабочего» за 1984 год.
На 41­м автобусе с Богоявленской площади до конца, и мы в поселке Прибрежный. Когда попадаешь сюда в первый раз, полное впечатление, что это санаторий. Зеленые аллеи, среди высоких деревьев – одно­, двухэтажные домики, масса цветов, все прибрано, ухожено. Уже потом в глубине обнаруживаешь дома повыше и тяжелые ворота с маленькой дверцей рядом и надписью: «Контрольно­пропускной пункт».
На асфальте, преграждая подъезд к воротам, громоздятся две огромнейшие неподъемные конструкции, аккуратно выкрашенные желтой краской – «от бандитов», как объяснили местные жители. Когда террористы Басаева безнаказанно переезжали из города в город, вышел приказ министра обороны принять соответствующие меры на подведомственных объектах. Были они приняты и здесь, в Прибрежном, где расположена 81­я инженерная база Министерства обороны РФ.

До недавнего времени поселок тоже относился к военному ведомству, поэтому где он находится, чем примечателен, и сейчас в городе мало кто знает. Между тем эта база квартирует в Ярославле уже 89 лет, и в ее истории, большая часть которой неразрывна с историей поселка, масса таких подробностей, которые кажутся придуманными неким романистом.

ПОСЛЕ ШТУРМА ЗИМНЕГО

Решение о ее создании было принято в 1917 году еще Временным правительством. Когда в ходе первой мировой войны создалась угроза Петрограду, сочли необходимым перевезти оттуда часть имущества Центрального военно­инженерного склада в Ярославль. Сохранился приказ первого начальника Ярославского главного инженерного склада (будущей базы) Игнатия Ильича Ильина, в котором он объявляет о его создании и своем вступлении в должность. Приказ датирован 30 октября 1917 года – выходит, база родилась через пять дней после штурма Зимнего.

Это что касается формальной стороны дела, а фактически все выглядело еще более неправдоподобно. Из Петро­града груженые баржи двинулись в Ярославль по Мариин­ской системе. Представить себе, как в такое время, по такому пути, да еще поздней осенью пробирался плавучий караван, можно только при очень хорошем воображении. До зимы, конечно, не успели, одна баржа где­то по пути вмерзла в лед (по другим сведениям, две), часть груза была потеряна. Оставшийся груз вместе с Ильиным и несколькими его спутниками­питерцами и положили начало Ярославскому главному военно­инженерному складу, будущей 81­й базе.

Я слушаю эту историю из уст ее летописца, майора в отставке Анатолия Васильевича Дементьева, чья судьба связана с базой уже пятьдесят лет. Сначала он здесь служил, после выхода в отставку работал в одном из подразделений, а сейчас каждое утро отпирает двери музея базы и погружается в бумаги за письменным столом. Между прочим, тот первый приказ Ильина с датой 30 октября 1917 года обнаружил в архиве именно он – и установил таким образом официальный день рождения предприятия.

– Вы удивитесь, но я даже встречался с Ильиным. В 1960е годы Игнатий Ильич жил в деревянном доме на улице Победы, недалеко от проспекта Октября. Ему было уже за девяносто, наша база его и хоронила. Я искал потом могилу на Леонтьевском кладбище, но не нашел.

От Ильина в музее остался большой дореволюционный пожелтевший альбом – «Атлас чертежей к укладке повозок понтонного дела» – он так и не понадобился.

Питерцы начали обустраиваться в Ярославле весной 1918 года. Место им отвели не там, где сейчас, а на другом конце города, рядом с авторемонтным (будущим автомобильным, сейчас моторным) заводом. О том, как были пережиты события июля 1918 года, сведений не сохранилось. Зато известно, что сразу вслед за ними одной из функций инженерного склада стал сбор брошенного военного имущества в городе и на пригородных железнодорожных станциях. А первыми производственными процессами, освоенными военными инженерами в лежавшем в руинах Ярославле, стали, как говорится в документе тех лет, «чистка, отточка и окраска шанцевого инструмента» – попросту говоря, отчищали и точили старые лопаты.

Судя по фотографиям 1920х годов, секретный по тем временам объект выглядел как скопление бараков. В одних работали, в других – через дорогу (нынешний проспект Октября) жили. Что не помешало приступить к ремонту и восстановлению сначала судовых двигателей, потом все более сложной техники по оборонному заказу. Во время войны в одном только 1942 году сюда прибыло 2760, а было отгружено отсюда 2864 вагона с имуществом военного назначения.

ПАМЯТНИКИ И ТОВАРИЩ ХО ШИ МИН

После войны базу перевели в Прибрежный. В первых построенных здесь домах, вспоминают старожилы, ничего не было, кроме стен и крыши: ни газа, ни воды, туалет на улице. Рядом со столовой – ледник для хранения продуктов: подъезжала машина и вываливала в его недра глыбы льда.

Постепенно появились котельная на газе, инженерные коммуникации, магазин, благоустроенные дома, начальная школа, садик. Свидетелем тех лет осталась водонапорная башня. Прибрежный давно подключен к городскому водоканалу, но башня отнюдь не заброшена, как некоторые другие такие же в городе: она до сих пор действующая, «в резерве», как сказали мне, – в порядке трубы, территория вокруг содержится под санитарным контролем. Шелестят лист­вой вишневые деревья – начали было когда­то насаждать близ нее вишневый сад, но победили вкусы военного начальства, перешли на елочки.

Своеобразным памятником прошлому можно считать и несколько сот метров Старокостромской дороги, которая после появления тут военных оказалась на территории поселка. Прямая, как стрела, обсаженная деревьями и цветами, она одним концом уходит в романтическую даль, а на другом конце превращается в Аллею Славы с памятником воинам­победителям. Фигура солдата на высоком постаменте имеет интереснейшую историю.

В 1950 – 1960­х годах начальником базы был Андрей Федорович Чуприков, его связывали самые добрые отношения с председателем горисполкома (по­нынешнему мэром) Юрием Дмитриевичем Кирилловым: военные иногда помогали городу землеройной техникой, город, чем мог, помогал военным. К 20­летию Победы Ярославль начал готовиться задолго до самой даты, центральным событием празднования должно было стать открытие памятника погибшим ярославцам, ни одного такого в городе тогда еще не существовало.

В числе вариантов предлагалась и фигура солдата, но выбрали все­таки другой вариант, который и воплощен сейчас у Вечного огня на площади Челюскинцев. А памятник с фигурой солдата по взаимной симпатии Кириллова и Чуприкова перебрался в Прибрежный и был открыт даже раньше, чем городской. Таким образом, как здесь убеждены, это самый первый памятник воинам Великой Отечественной войны, установленный в Ярославле.

Кто его автор, здешним историкам узнать не удалось. Лично Дементьеву он напоминает знаменитый памятник в Трептов­парке. Его нисколько не смущает, что тот солдат, в Берлине, с ребенком на руках, а здесь с зажатой в руке пилоткой.

– В разных работах одного и того же скульптора должны же быть различия! А так – и тот, и другой с автоматом, в плащ­палатке, и главное – и тот, и другой с открытым и мужественным лицом.

Памятнику уже сорок лет – не шутка. Пришлось его подкрасить: гимнастерка и брюки у солдата теперь зеленые, сапоги – черные. Несколько лет назад его перенесли на новое место и капитально реконструировали. При этом хозяйственные военные обошлись сугубо собственными возможностями: позади фигуры теперь бетонные полукружья – элементы бомбоубежища, долго хранившиеся на базе и наконец нашедшие применение. Из других элементов бомбоубежища получился отличный постамент.

Недалеко от памятника, рядом с цветущими клумбами – симпатичное двухэтажное здание – бывшая УМБ (учебно­материальная база). Оно было построено в 1970­е годы, когда кроме инженерного обеспечения военной техники 81­й базе вменили в обязанность обучать иностранных специалистов – с Кубы, Афганистана, Вьетнама, социалистических стран. С тех пор в музее остался портрет товарища Хо Ши Мина и другие подарки.

Музей теперь здесь же, в бывшем УМБ, на первом этаже, в другом крыле – медпункт, а весь второй этаж занимает гостиница. Начальник базы Пономаренко сделал в ней евроремонт, она открыта для всех желающих, в люксовских номерах охотно останавливаются пролетающие через Ярославль летчики из Туношны, гостиница на хозрасчете – смотришь, и базе доход.

ПО МЕТОДУ ПОНОМАРЕНКО

Александр Ильич Пономаренко служит тут с 1991 года. Что это за время, объяснять не надо. Страна в развале, как выживать военным, непонятно, все говорят о конверсии, а что это такое реально, никто толком не знает. До 1993 года база работала только на Министерство обороны. Получив относительную свободу маневра, Пономаренко организовал ремонт лесозаготовительной техники, тракторов, бульдозеров – в Прибрежный потянулись заказчики из Вологды, Архангельска, Сыктывкара. Потом началась сборка белорусских автобусов с ярославскими двигателями и шинами, капитальный ремонт автобусов, троллейбусов, трамваев. Сегодня доля оборонного заказа составляет 40, а сторонних заказов – 60 процентов. Предприятие сохранило людей, средняя зарплата здесь 12 тысяч, есть высококлассные специалисты, которые получают до 30 тыс. рублей.

– Деньги не получают, их зарабатывают, – поправляет меня Пономаренко. Позже я увидела те же слова на табличке у ворот базы.

Кто­то из моих собеседников сказал, что у Пономаренко принцип: работа должна быть напряженной, как у Форда.

– Правда? – спрашиваю.

– Правда, – улыбается он. – Форд говорил: «Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает». Но напряжение напряжением, а еще в работе должны быть идеи. Я приветствую всякую: в любой, даже бредовой идее есть изюминка.

В умении найти свой интерес военным не откажешь. Стоянку маршруток, у которых тут конечная остановка, они, например, предложили сделать на площади рядом со своей столовой. Теперь водители маршруток, а вслед за ними водители автобусов, дальнобойщики обедают только в их столовой – еще доход.

Недавно поселок Прибрежный военные передали городу. Как будет складываться его жизнь дальше? Сохранится ли своеобразие этого поселка, сочетающее в себе военный порядок с полным отсутствием всяческой казенщины и славной историей? Или в городе появится просто еще один безликий микрорайон – такой, как все?

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе