В возрасте 30 лет в Борисоглебском монастыре он принял постриг с именем Иринарх. В усердных молитвах он просил Господа указать ему путь спасения души. И однажды его осеняет святое извещение о том, что нужно стать затворником.
Уйдя в тесную убогую келью, где он проведет 30 лет из 38 своей монашеской жизни, подвижник сковал железное ужище, то есть цепь, длиной в три сажени и обвился ею.
Тяжелая участь
Примечательно, что это происходило в 1586 году, когда в боярской среде последовала первая попытка закрепить за собой вольных слуг – холопов. Ужище затворника служило как бы преобразованием крепостного ужища, наложенного государством на вольных людей.
И далее Иринарх «наказывал» себя тем сильнее, чем больше страдала Россия. После смерти царевича Дмитрия, затем издания указа о закрепощении крестьян и пресечения династии Рюриковичей он прибавлял ужищу по три сажени. А в 1611 году, самом тяжелом для Российского государства, прибавил 11 саженей, в которых и пребывал до своей смерти в 1616 году. Также носил и другие тяжести: плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, 142 небольших кованых креста и другое – все это весило более ста килограммов.
Кроме того, проводя время в непрестанной молитве, подвижник спал два-три часа, в остальное время делал одеяния нищим, вязал волосяные свитки, клобуки другим монахам.
Благодаря его терпению Бог наградил его даром исцелять людей, а также предвидеть будущее.
Чудеса пророчеств
В 1608 году преподобному было видение: «Царствующий город Москва посечена от Литвы, все царство попленено, разграблено, пожжено». Тогда святой покинул свою келью и отправился пешком в столицу, чтобы предупредить о надвигающейся беде царя Василия Шуйского.
Когда Смута разгорелась и польские паны хозяйничали на Ростовской земле, разорили они и Борисоглебский монастырь в поисках золота. В одной из келий воевода Ян Сапега увидел Иринарха.
– Как, старец, веруешь и за какого царя Богу молишь? – спросил он.
– В русской земле рожден, за русского царя Василия и Бога молю – другого не знаю, – ответил монах. И добавил: – Воротись-ка и ты в свою землю, полно тебе воевать на Россию, не выйдешь ты из нее живой.
Поразился интервент поведению Иринарха и велел своим людям не трогать его.
Как известно, пророчество старца сбылось – воевода не вернулся домой из России живым.
Вскоре после этой беседы монах отправил просфору и крест князю Михаилу Скопину-Шуйскому с наказом: «Дерзай, княже, Бог поможет тебе врагов победить». И не один бой выиграл полководец с крестом преподобного Иринарха, прослыв освободителем православного народа.
После его смерти судьба России была неопределенна – кто мог спасти страну?
И вот появились Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Собрав в Новгороде ополчение, они пришли в Ярославль. Старец поторопил полководцев, прислав Пожарскому, как некогда Скопину-Шуйскому, просфору, повелевая: «Не медли, князь, иди на Москву смело и узришь славу Божию».
Вскоре Минин и Пожарский сами пришли к Иринарху и получили у него личное благословение. Монах предсказал им победу.
Надеть вериги – и в путь
С давних времен почитались не только вериги Иринарха, но и места, связанные с ним. В конце июля, накануне праздника Ильи Пророка, православные устраивали крестные ходы из Борисоглебской обители к святому источнику преподобного Иринарха в селе Кондакове. Традиция прервалась Октябрьской революцией и возродилась только в 1998 году. На крестный ход приезжают сотни людей, и каждый из них в пути может примерить железные вериги святого старца и почувствовать, каково это – быть обремененным тяжелой ношей страдания за свою родину.
Екатерина АБРАМОВА
"Ярославский Регион"