Иван Беляев: почему тело бывшего белого генерала было передано индейцам

За долгую жизнь русский генерал Иван Тимофеевич Беляев сделал немало для соотечественников и России, но на Родину не вернулся и был похоронен на чужбине.

В последний путь его с почестями провожали парагвайские индейцы, и на то были веские причины.



«Не пойду против своих»!

Родившийся в семье потомственного военного Иван Беляев участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. В боях на Карпатах в 1915 году был награжден Георгием за то, что спас батарею, подняв солдат в атаку. В 1916 году, будучи командиром артиллерийского дивизиона, участвовал в легендарном Брусиловском прорыве.

Позднее в биографической книге «Записки русского изгнанника» Иван Тимофеевич описывал, как остро переживал он «моральное разложение армии», которую погубили митингующие и анархисты. Первый приказ Петросовета в марте 1917 года об отмене привилегий для офицеров он рассматривал как прямой путь гибели и для армии, и для России.

Убежденный монархист генерал Беляев встретил весть об отречении царя в окопах. Когда потребовали снять погоны перед солдатами, Беляев саркастически заметил, что «и штаны бы снял», лишь бы продолжить воевать против реального врага, а не против своих. Иван Тимофеевич продолжил сражаться за «ту Россию, которую любили и защищали его предки» в Добровольческой армии.

Но в 20-е годы, как и многие белые офицеры, Иван Беляев эмигрировал. Сначала в Болгарию, затем – в Аргентину, а в 1924 году – в Парагвай. Там Иван Беляев стал одним из активных участников русской эмиграции.



Вдали от житейской суеты

Как писала в монографии «Парагвайский Миклухо-Маклай» Б. Мартынова, Беляев категорически отвергал призывы отдельных лидеров эмигрантского движения о свержении советской власти при поддержке Запада. Были ему чужды и «преследования мелких целей» – гонка за жизненным комфортом и стяжательство, которыми грешили многие эмигранты. Сам он в «Записках русского изгнанника» писал, что его материальные запросы вполне ограничивались «куском хлеба и крышей над головой».

Иван Беляев мечтал о создании очага «русской национальности» вдали от мировой цивилизации – аполитичного и нацеленного на культивирование «исконно русских ценностей». Среди таковых Иван Тимофеевич выделял православие, монархизм и готовность к самопожертвованию. Идеальным местом для создания «русского очага» оказался Парагвай. Там, «в среде индейцев», не испорченных цивилизацией, генерал мечтал «сохранить, как в Ковчеге, всё то святое, что создала Русь». Он был убежден: если нельзя спасти Россию, можно спасти ее честь.

При активной поддержке местного правительства русский генерал создал в Парагвае «русское культурное ядро», лично приглашая переехать знакомых инженеров, геодезистов, военных. К 1935 году в Парагвае проживало не менее 900 русских эмигрантов. Переехавшие военные приняли позднее участие в Чакской войне. До 90 бывших русских офицеров, среди которых был и Иван Беляев, поддержали парагвайцев в их борьбе с Боливией. Иван Тимофеевич в том противостоянии возглавлял генштаб. Как отмечало парагвайское командование, в отличие от немецких и чилийских наемников, русские офицеры бескорыстно сражались за свободу страны, которая стала им второй родиной.



Парагвайский Миклухо-Маклай

Иван Тимофеевич удивительным образом умел исполнять долг и удовлетворять собственные интересы. Еще в юности он горячо увлекался географией и этнографией, а будучи офицером посещал лекции Семенова-Тян-Шаньского и академика Сергея Ольденбургского. Первой научной работой Беляева стала монография «На земле хевсуров», которая описывала жизнь самобытного народа Кавказа.

Еще в детском возрасте Ваня перечитал все книги об индейцах, а свое исследовательское любопытство генерал смог удовлетворить лишь будучи в Парагвае. С 1924 года он с коллегами совершил 13 экспедиций в малоизученные парагвайские районы, населенные индейцами Чако. Результатами изысканий стали обширные труды по географии, биологии и климату региона, а также этнографические публикации с описанием фольклора, религии, быта, традиций индейцев и лингвистические словари местных диалектов.



Сильная рука

Русский генерал продвигал новаторский подход к европеизации коренного населения. Он был категорически против насильственного навязывания индейцам культуры Старого света, призывал к взаимному культурному обогащению и уважению самобытности аборигенов. Неудивительно, что Иван Тимофеевич имел огромный авторитет у парагвайских индейцев. Они уважительно называли его Белым отцом или Алебуком, что означало «сильная рука». И удостоили великой почести – выбрали русского генерала главой клана Тигров.

В октябре 1943 года после многочисленных сложностей Ивану Тимофеевичу все-таки удалось добиться разрешения на организацию первой индейской колонии. На следующий год он был восстановлен в должности патрона по делам индейцев, которую он занимал до 1937 года.

Скончался Иван Беляев на 82 году жизни. В своем завещании он наказал передать своё тело индейцам для погребения на их кладбище. Похоронили русского героя с почестями в специально обустроенном саркофаге рядом с могилами тех, кто за долгие годы жизни стал для него родным и близким. В Чако-Бореаль стоит памятник русскому генералу – национальному герою, прославленному борьбой за независимость «бронзовокожих детей пустыни».

Автор
Фаина Шатрова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе