Как Александр Невский называл свою страну

Это спорный и расплывчатый вопрос, так как в те давние времена не существовало того, что мы сейчас привыкли понимать под «официальным названием государства».

Земля Суздальская

Характерно, что мы нигде не найдём высказываний Александра Невского, где бы фигурировали понятия «Русь», «Русская земля». Знаменитая фраза, которую ему приписывают — «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит Русская земля!» — была вложена в его уста создателями фильма «Александр Невский» в 1938 году. В источниках она не встречается.

В «Житии благоверного князя Александра», составленном незадолго после его смерти, где-то в конце 13 — начале 14 века, митрополит Кирилл, скорбно возвещая о кончине князя, говорит: «Закатилось солнце земли Суздальской!» Как видим, его ближайшим окружением Александр Невский видится правителем Суздальского княжества. Думается, нет оснований считать, что сам князь мыслил как-то иначе.



«От рода Русского»

Главенствующее значение народа, этноса, видно в первых международных договорах Руси. В 907, 911 и 944 гг. Киевская Русь после удачных походов на Византию заключала договора с этой страной о свободе торговли и мореплавания. Все эти договора, как их передаёт «Повесть временных лет», совершаются русскими послами «от рода Русского». Род в данном случае это народ, господствующее племя.

Это же значение термина «русский» — от народа — очевидно и в названии древнейшего правового памятника нашей истории — «Русской Правды» 11 века. В ней, кстати, различаются правовым статусом «русин» и «словенин».


 
Русь, Русская земля

Рано или поздно, но неизбежно, этноним должен был дать имя стране. И вот историки давно уже отметили, что в древнерусских источниках существуют понятия Русь в узком и широком смысле. Причём первый встречается значительно чаще, является обыденным.

Так, Василий Ключевский отмечал, что «В 11 и 12 веках под Русью или Русской землёй в тесном смысле слова разумелась Киевская область с полосой по правому берегу Днепра на юг от Киева».

Борис Рыбаков привёл большой свод летописных свидетельств, в которых чётко различаются Русь и нерусские земли в пределах того государства, которое мы привыкли называть Киевской Русью. Этого имени, кстати, страна никогда не имела. Оно появилось только в исторической литературе 19 века.

«В понятие Руси в узком смысле», по Рыбакову, не входили земля Новгорода Великого, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Полоцкое, Смоленское, Турово-Пинское, Галицко-Волынское княжества, а также область племени вятичей.

Исходя из этого, Рыбаков обосновал несколько иную, чем Ключевский, локализацию Русской земли 12-13 веков. Она включала территории тогдашних Киевского, Переяславского и Черниговского княжеств.

Но ни один князь не считал себя князем Русской земли ни в широком, ни в узком смысле этого понятия. В широком – потому что князей было много. В узком – потому что Русь постоянно переходила из рук в руки. На киевском престоле князья с 12 века долго не засиживались. Их опорами были другие города, где они имели наследственный статус и по которым назывались (черниговские, смоленские, суздальские и т.п. князья).

В летописях 12-13 веков, как установил Игорь Фроянов, понятие, идентичное современному «страна, государство» тесно связывалось с областью, подвластной столичному городу. Это мы и видели на примере Александра Невского, который почитался современниками как «солнце земли Суздальской» и только.



Русь как церковная епархия

Очевидно, именно единству церкви мы обязаны появлению и утверждению понятия Русь для обозначения всей страны, населённой восточными славянами.

В отдельных памятниках домонгольского времени есть указания на Русь как на совокупность земель, находящихся под церковной властью киевских митрополитов. Впервые оно появляется в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, написанном около 1051 года, при Ярославе Мудром. Со второй половины 12 столетия в титуле киевских митрополитов возникает и уже не исчезает добавление «и всея Руси». В середине 13 века «Слово о погибели Русской земли», рассказывая о татарском разорении, использует Русь в значении названия всей большой страны.

Но это словоупотребление до конца 13 века было в ходу, по-видимому, только у тогдашних «книжников», то есть среди образованных людей. А это была исключительно церковная среда. Никто из русских князей до начала 14 века не считал себя князем «всея Руси».



«Всея Руси». Белая Русь

Первым светским властителем, кто назвал себя великим князем всея Руси, был тверской (1285-1318) и владимирский (1305-1318) князь Михаил Ярославич. По-видимому, он принял этот титул, по аналогии с митрополитами, вскоре после получения от хана Золотой Орды ярлыка на великое княжение Владимирское (1305). В письмах к константинопольскому патриарху Нифонту (1310) он величает себя по-новому, заявляя свои амбиции.

С тех пор слова «и всея Руси» часто стали добавлять князья, занимавшие владимирский престол, пока с московского князя Ивана III (1462-1505) этот титул не стал у них постоянным, наследственным.

Вместе с тем, есть свидетельство, что сам Иван III до того, как начал усваивать для своей страны грецизм «Росия», называл себя князем Белой Руси. В письме к римскому Папе Сиксту IV в 1472 году он писал: «Сиксту, первосвятителю римскому, Иоанн, великий князь Белой Руси, кланяется и просит верить его послам».

Однако неизвестно, было ли то бытовавшим в Москве в конце 15 века названием своей страны. Василий Татищев считал, что ещё в середине 12 века наименование Белая Русь было усвоено русскими для совокупного обозначения Новгородской, Полоцкой, Смоленской и Владимиро-Суздальской земель. Однако последующие историки не нашли в источниках ни одного подтверждения его точке зрения.

Возможно, что Иван Великий назвал себя князем Белой Руси, чтобы его лучше понял его корреспондент. По сохранившимся европейским картам 15 и 16 веков, Белой Русью (Ruthenia Alba, Rossia Alba) в те времена в Западной Европе называли Северную Русь или, более широко, Московскую Русь.

Автор
Ярослав Бутаков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе