МВД и ФСБ разошлись во взглядах на историю

Историка Михаила Супруна продолжают обвинять в нарушении гостайны о сталинских репрессиях


МВД и ФСБ разошлись во взглядах на историю


Архангельский историк Михаил Супрун, которого сейчас судят за разглашение сведений о частной жизни репрессированных российских немцев, неожиданно оказался в центре межведомственного противостояния между МВД и ФСБ. Адвокаты ученого утверждают, что он законно собирал информацию для своей книги о репрессированных в СССР немцах в рамках соглашения с МВД. Однако ФСБ считает, что все эти сведения относятся к гостайне и не подлежат огласке.


В Архангельске состоялось очередное заседание суда по делу завкафедрой отечественной истории Поморского госуниверситета Михаила Супруна и бывшего начальника архива УВД Архангельской области Александра Дударева. Обоих обвиняют в превышении должностных полномочий, а Супруна еще и в нарушении неприкосновенности частной жизни. Из обвиняемых на суде появляется только Дударев, потому что Супрун до сих пор находится в научной командировке в Польше.


Это дело в суд передали следователи архангельского УФСБ. В 2007 году Супрун взялся по заказу немецкого Красного Креста написать книгу о репрессированных российских немцах. За эту работу Поморский университет получил грант в €40 тыс. Супрун собирал материалы для книги, встречаясь с потомками репрессированных немцев, а также изучал архивы УВД, доступ к которым он получил от Александра Дударева.


Вскоре, как утверждают чекисты, к ним стали поступать заявления от потомков репрессированных немцев о том, что издание книги и публикация в ней информации об их предках нарушает неприкосновенность их частной жизни. Кроме того, в ФСБ считают, что часть полученных историком сведений относится к гостайне и не подлежат огласке. На этом и строится все обвинения в адрес Супруна.


Обвиняемые намерены доказать обратное. На заседании адвокат Супруна Иван Павлов предоставил суду документы о том, что его подзащитный и Дударев действовали в рамках особого приказа МВД. В 2006 году немецкий Красный Крест и Главный информационно-аналитический центр МВД РФ заключили договор о сотрудничестве, который разрешал собирать информацию о репрессированных немцах.


— Я предоставил Супруну сведения из архива в рамках приказа центрального аппарата МВД, который он разослал всем региональным управлениям, — объясняет Александр Дударев.


Супрун удивлен, что у ФСБ появились претензии только к нему и Дудареву.


— Работа других участников проекта продолжилась, — говорит историк. — За то время, пока нас судят, МВД передало немецкому Красному Кресту информацию почти о 3 млн репрессированных. На вполне законных основаниях.


По словам официального представителя Главного информационно–аналитического центра МВД РФ Алины Беляковой, проблема заключается в том, что Дударев «делился» информацией с Супруном.


— Разглашению подлежит лишь информация о реабилитированных заключенных, — рассказала Белякова. — МВД проводит «фильтрацию» информации и передает Германии только то, что можно. А кому Супрун давал информацию и о ком — большой вопрос.


Правозащитники считают, что вопрос Супруна имеет историческую подоплеку.


— В 2007 году усилилась борьба с фальсификацией истории, — рассказывает член совета архангельского отделения правозащитного движения «За права человека» Александр Юфряков. — И в то же время ФСБ была не заинтересована в том, чтобы опубликовать правду о жестокости своих предшественников — НКВД — в отношении русских немцев. ФСБ назвала проект Супруна фальсификацией истории и помешала оглашению «щекотливой» информации.


Дело Супруна вызвало резонанс по всей Европе. Немецкое отделение Красного Креста направило в Архангельский суд письмо, в котором выразило возмущение уголовным делом в отношении ученого и полицейского.


В течение нескольких последних недель скандинавские правозащитники, в том числе члены известной шведской организации Contra Foundation, выходили пикетировать российское посольство в Стокгольме. По словам правозащитников, после этого сотрудники посольства посещали их дома и проводили разъяснительные беседы о том, что больше не надо ходить на пикеты.


Рафаэль Фахрутдинов


Известия


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе