САГА ДЛИНОЮ В 70 ЛЕТ

В поселке Ермаково Рыбинского района мне рассказали историю военных лет, а свое продолжение она получила сегодня.6 апреля 1942 года в Новгородской области в воздушном бою экипаж самолета пикирующего бомбардировщика Пе-2 Героя Советского Союза Ивана Стружкина в составе штурмана Аркадия Зеленина и стрелка Александра Варавенко был атакован тремя немецкими Ме-109. Один самолет противника экипаж сбил, но и его машина получила значительные повреждения. Командир приказал экипажу покинуть неисправный самолет.

Иван Васильевич Стружкин до последнего боролся за самолет, получил пулевое ранение и ожоги лица. Но когда машина загорелась, выпрыгнул из нее с парашютом. В воздухе подвесная система парашюта была перебита, и летчик разбился. Это территория нынешнего поселка Лычково Демянского района Новгородской области, своего рода рубеж, линия обороны Ленинграда, которую немцы так и не смогли перейти.


Почти тридцать лет экипаж самолета числился без вести пропавшим.  А на 9 мая 1979 года Татьяна Андреевна Баландина из поселка Песочное Рыбинского района написала в одну из местных газет статью «Отзовитесь, друзья», пытаясь разыскать родного дядю Аркадия Петровича Зеленина.


В детстве Аркадий мечтал летать. И его мечта осуществилась: после окончания Песоченской школы он со своим приятелем Борисом Макарышевым поступил в Харьковское летное училище. Но все планы стерла война…


Каким-то образом статья попала в центральную «Комсомольскую правду», а через два месяца Татьяне пришло письмо из Киева. Автором его был механик того самого без вести пропавшего самолета Александр Кузин. Все послевоенные годы он отдал поиску погибших друзей, многим вернул имена, был председателем группы «Поиск». Нашел и место гибели самолета Стружкина. А уже через два года родственники Аркадия Зеленина приехали в поселок Лычково по приглашению Александра Кузина на захоронение останков погибшего экипажа.


СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА


В начале 90-х годов жизнь случайно свела двух женщин: учителя Ермаковской средней школы Галину Владимировну Белякову и Татьяну Андреевну Баландину. Татьяна Андреевна рассказала историю про своего дядю Аркадия Зеленина.


Галина Владимировна начала переписываться с Кузиным, ездила с родственниками Аркадия Зеленина и детьми из Ермаковской школы на открытие памятника в поселке Лычково. А через год учительница с детьми собрались ехать в Новгородскую область.


Тогда, в начале 90-х, Галина Белякова объединила вокруг себя детей из Ермаковской школы, они продолжили движение «тимуровцев» - помогали по хозяйству ветеранам войны и просто пожилым людям, проживающим в ближних деревнях: складывали им дрова в поленницы, носили воду, делали ступеньки к роднику в деревне Демидовское, а потом, конечно, отдыхали на природе. Во время одного из таких привалов учительница и рассказала о погибшем в годы войны в новгородских болотах самолете. Решение поехать на бывшую линию обороны Ленинграда было принято всей группой единогласно.


- На дорогу и питание нужны были деньги. В те годы на фабрике (ныне ОАО «Волжанин») только построили новый яйцесклад. Директор предложил нам навести в нем порядок. Скоблили мы его с детьми несколько дней. Так заработали деньги, - рассказывает Галина Владимировна. - Поехали в основном семиклассники. Все в военной форме - наши ученики в то время стояли в почетном карауле около обелиска в Рыбинске. В селе Кневицы, что в Демянском районе Новгородской области, нам дали спортзал в школе, где мы ночевали. А на следующий день, оставив основную группу детей в соседней деревне, мы, шесть человек, пошли на болото, к месту гибели самолета Ивана Стружкина. Нашим проводником стал бывший учитель из Кневицкой школы. Сначала добирались на дрезине, а потом шли пешком по болоту. Болото метров 200 - 300 мы преодолевали больше двух часов. Трясина была как в фильме «А зори здесь тихие…», а оводов - будто из фильмов ужасов. Мы оделись в куртки, хоть на улице и было под 30 градусов жары, лица закрыли так, что видны были одни глаза. На месте гибели легендарного экипажа установили памятную  табличку, что здесь разбился экипаж самолета Ивана Стружкина. Взяли два пулемета, мелкие вещи, которые нашли. И все это несли на себе. Мальчишки тащили легкий пулемет, предварительно положив на плечи  куртки, а потом уже и само орудие. А как мы с учителем из Кневицкой школы донесли тяжелый, и не высказать. Говорят, что война заканчивается только после захоронения  последнего солдата. Но сколько их лежит на бывших линиях фронта, не скажет никто, а здесь, в новгородских болотах, остались самолеты, подбитые немцами в годы войны, а саперы до сих пор находят бомбы и гранаты с «живыми» запалами.


Из Новгородской области мы возвращались как с войны. Хоть и закончилась она на начало 90-х почти полвека назад, а предстала перед нашими глазами во всем своем ужасе. Из поездки мы привезли не только два пулемета, но и капсулы смертников, обычные пустые патроны, куда вложен листок бумаги с данными солдата, исписанный химическим карандашом. Москвичи, видя ребят в военной форме, отдавали нам записочки с именами без вести пропавших родственников. Может быть, мы и им поможем?


Когда мы вернулись из Новгородской области и пришли в свою школу, все ученики собрались в актовом зале. Нас встречали как героев. И не нужно было наводить порядок, как обычно бывает, когда ребятишки собираются вместе, - стояла удивительная тишина, все слушали детей и, наверное, завидовали им.


После недельной поездки в Новгородскую область нас отправили с детьми отдыхать на озеро Селигер, после чего мы поехали с ними в подмосковный Подольск, в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. И на тот момент наши дети из Ермаковской школы были первыми в России, кто работал с документами этого архива, они искали имена солдат из переданных нам капсул. Спустя время переписывались с родственниками погибших воинов.


На следующий год Галина Владимировна с детьми снова хотели ехать в Новгородскую область, но времена наступили неспокойные, и поездку пришлось отложить на неопределенное время. А в 93-м году она приняла самое активное участие во Всероссийской стачке педагогов, став в Ермаковской школе председателем стачкома, после чего вынуждена была уйти из образования.


- Сейчас мы хотим собраться с теми детьми, которые в  начале 90-х ездили на место гибели самолета Ивана Стружкина, - поговорить, вспомнить. Та поездка их очень сплотила, сдружила, через несколько лет у нас даже образовались три супружеские пары. А с Татьяной Андреевной мы стали подругами, несмотря на солидную разницу в возрасте.


Фото из архива


Галины БЕЛЯКОВОЙ.

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе