Сысой для патриарха

Отъехав километра четыре от села Спас-Виталий, замечаешь, что справа от дороги, среди густой травы и кустарника стоит полуразрушенная церковь с кладбищем. Нет поблизости никаких домов. Нет и указателя с названием этого места. А ведь во времена Николая Алексеевича Некрасова здесь было большое село Шахово, удивительное по своей красоте и истории. В «Деревенских ведомостях» поэт не раз упоминал о нем.
По-доброму, с теплотой и любовью.

С небольшого пригорка открывается вид на старую заброшенную церковь. Высокая колокольня немного покосилась и почти потерялась среди устремленных в небо тополей, разлапистых лип и в беспорядке наросших берез. Обшарпанные храмовые стены точно одеялом окутаны со всех сторон зеленью. Кажется, сама природа прячет от людского глаза эту «мерзость запустения», не дает до конца разрушиться. Древняя кирпичная кладка хоть и сохранилась лишь наполовину, но ее останки еще крепки и неподвластны непогоде и времени. Умели же на Руси строить на века!

Удивительно, но внутри храма, разделенного на две части - летнюю и зимнюю, видна красивая роспись. Купол рухнул, поэтому, стоя в церкви, можно любоваться небесной лазурью. Закроешь на минуту глаза, и покажется, будто вот-вот раздастся колокольный малиновый звон из божьего поднебесья. Понесется он над крышами домов и заливными лугами, соберет честной народ на престольный праздник. И пойдет веселье по всей округе...

Нет, не забьется сердце стертого неумолимым временем с лица земли села Шахово, не возродится оно заново. Быльем поросли даже воспоминания о нем - нет ни остатков изб, ни садов, ни оград. Только ветер шумит в некошеных травах.

По преданию, именно с местного храма, наглухо заколоченного в двадцатые годы в пору воинствующего атеизма, сняли в 1998 году на праздник 1000-летия крещения Руси и увезли в Москву колокол весом 221 пуд 22 фунта. Старожилы здешних мест называют его Сысоем, может, по аналогии с великаном-колоколом из Ростова Великого или один и тот же мастер отливал их оба. Теперь шаховский Сысой занял главное место на колокольне Свято-Данилова монастыря - резиденции патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Знатоки утверждают, что более благозвучного колокола по всей стране не сыщешь.

Название шаховской церкви не упоминается ни в одном из архивных и литературных источников. Не помнят его и старожилы окрестных деревень. Да и кому помнить? В селе, где когда-то стояло около полусотни домов и числилось двести с лишним душ, теперь тишина. Даже 80 - 90-летние старики и старушки, знающие здешние места как свои пять пальцев, живут нынче в Спас-Виталии и не могут сказать о Шахове ничего толкового. Не застали они его живым, давненько село пришло в упадок. Только и знают, что церковь c колокольней окончательно разрушили в шестидесятые: летний храм, говорят, сожгли какие-то приезжие, а зимний разворовали местные хулиганы. Колокол, что поменьше, вандалы сбросили с колокольни и вырвали ему язык. Куда он потом пропал, местные жители не знают. Лежал-лежал лет десять в чапыжах да как сквозь землю провалился. Другой же, тот самый Сысой, был отправлен в столицу. Нетронутым осталось только уникальное кладбище, на котором хоронят до сих пор. Вот сюда народ иногда заглядывает: полюбоваться на местные достопримечательности - могилы XIX века - да усопших родственников проведать. Погорюют мужички и бабы у надгробий, посудачат о своем житье-бытье и разъедутся кто куда. Надолго в Шахове никто не задерживается. Больно уж тоскливо здесь...

Собирать историю канувшего в Лету села пришлось буквально по крупицам. Как удалось выяснить, владельцами здешних земель в позапрошлом веке значились ярославские князья Шаховские - представители древнего русского рода, происходящего от Рюрика в 17-м колене. Первый из Шаховских - князь Константин Глебович - носил громкое прозвище Шах и был в XV веке воеводой в Нижнем Новгороде. Некоторые из Шаховских назывались еще Шемякиными по имени князя Александра Андреевича Шемяки, но с XVII века все без исключения стали только Шаховскими.

Шаховские записаны в пятую часть родословной книги Курской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Санкт-Петербургской, Тверской и Харьковской губерний. Богатый это род, выдающийся. Многие его представители сыграли значительную роль в истории России. Например, Александр Александрович Шаховской, родившийся в 1777 году в поместье Беззаботы Смоленской губернии, был известным театральным деятелем, драматургом классического направления. Владимир Алексеевич Шаховской служил адъютантом у великого князя Николая Николаевича и преподавал верховую езду в николаевской Академии Генерального штаба. Григорий Петрович Шаховской участвовал в восстании Ивана Болотникова, а с 1608 года был советником Лже-дмитрия Второго. Дмитрий Алексеевич Шаховской служил архиепископом Сан-Францисским и Западноамериканским, издавал журнал «Благонамеренный» и радел за объединение российской и зарубежной православной церкви. Николай Владимирович Шаховской в 1900 - 1902 годах был председателем Главного управления по делам печати, дружил со многими государственными деятелями и умер от ран, полученных во время покушения на Столыпина на его даче. Княгиня Татьяна Федоровна Шаховская состояла в хороших отношениях с Григорием Распутиным и пыталась через него оказывать влияние на императора Николая II. А князь Василий Александрович Шаховской являлся в 1884 - 1896 годах ярославским губернским предводителем дворянства. Именно он и его семья, по всей видимости, владели селом Шаховом, приписанным в XIX веке к Даниловскому уезду.

Довольны ли были крестьяне господами, вольготно ли жилось им при Шаховских, история умалчивает. Вроде бы село не бедствовало, но и назвать его зажиточным тоже нельзя.

О шаховской же церкви известно совсем мало. Построена она была в 1786 году с высочайшего соизволения Екатерины Великой на средства некой богатой госпожи Шишкиной. В начале XX века на одной из стен храма даже висела табличка с указанием даты его основания, благодарственными словами матушке-государыне и инициалами мецената. Говорят, во время утренней службы местный батюшка непременно выходил на церковный двор и совершал возле таблички молебен. Куда она подевалась после революции, не ясно. Ходят слухи, что табличку как божественную реликвию прихватил с собой один из церковнослужителей, бежавший после 1917 года за границу. Но было ли так на самом деле, большой вопрос. Свидетелей-то не сыщешь.

А вот о том, как снимали с колокольни Сысой, немного знает 81-летняя жительница села Спас-Виталий Виринея Таирова. Бывшая учительница, постоянная подписчица «Золотого кольца» приняла журналистов по-деревенски радушно, с чаем и медом.

- Помню, приехал из Москвы какой-то представительный мужчина. Сказал, что нужно снимать колокол. Показал жителям нашего села бумагу с официальным разрешением и печатями. А мы особо и не вчитывались. А потом подрядил местных мужичков на работу, и скинули они наш колокол на землю. Быстро погрузили его на машину и отправили в неизвестном направлении. Вроде бы в Москву, в Свято-Данилов монастырь, а вроде и нет, - рассказывает Виринея Васильевна.

Погоревали старожилы немного - жалко ведь колокол, да делать нечего. А может, это и к лучшему, говорят, что его увезли-то. Сохранили колокол для всей России. А в Шахове он никому не нужен был.

Вот такая печальная история почившего села. Мечтают местные жители о его возрождении. Спрашивают приезжих, не найдут ли они деньги на шаховскую церковь. Да куда там. Не по карману. Горожане отводят взгляд и в ответ лишь печально вздыхают.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе